В преддверии 23 февраля мне довелось присутствовать на соревнованиях между мальчиками в одной из школ, своего рода спартакиаде. Все ребята стремились победить, но другое бросилось в глаза.
В одной из команд не хватало половины участников, и в большинстве конкурсов каждый ребенок дважды выполнял задание. Мальчики переживали друг за друга, старались, отстаивая честь своего класса, и заняли не последнее место. Однако они могли стать первыми, если бы не отсутствующие участники. Когда спрашивали, почему нет остальных: кто-то отсутствовал по вполне объективным причинам, а кто-то просто не захотел или спал, и это не один человек, хотя особых увлечений или занятости у детей не было. И вот тут у меня возник вопрос — если мальчик в большей степени сидит дома в телефоне или компьютере, а родители поощряют такое поведение, и, больше того, стремятся его оберегать от сложностей – к чему это может привести?
Можно понять родителей, которые беспокоятся за своих сыновей и их здоровье. Но не бывает ли это беспокойство излишним, когда ребенка ограждают от любых трудностей, даже малейших? Как может отразиться на ребенке такая опека?
В том случае, если мальчика оберегают от всех трудностей и забот, у него может сформироваться пассивная позиция. Если у ребенка есть лидерские качества, они не получают при этом должного развития. Отражается это и на волевой регуляции – ведь она формируется именно тогда, когда ребенок сам преодолевает трудности, учится взаимодействовать с окружающими и следовать правилам, контролировать свое поведение.
Таким образом, став взрослым, он может поддаваться чужому влиянию, в том числе и негативному, с трудом принимать решения, быть не таким успешным, как другие его сверстники, которые умеют отстаивать свои интересы и свою точку зрения, завоевывать авторитет окружающих. Также могут возникнуть сложности во взаимоотношениях с противоположным полом – не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что в нашем обществе мужчина, прежде всего, защитник и опора, глава семьи, решающий возникающие проблемы. Маловероятно, что женщина захочет видеть рядом с собой инфантильного, неспособного что-либо самостоятельно решать мужчину.
Мнение автора сугубо личное, и с ним можно не согласиться. Вовсе не значит, что нужно из-под палки заставлять мальчика заниматься спортом, участвовать везде и всюду – но среди сверстников, в большей степени, в коллективе ребенок учится взаимодействовать, общаться, формируются его навыки следовать общественным нормам и правилам, закаляется характер и умение отстаивать свое мнение, что немаловажно. Школа, участие в различных мероприятиях, соревнования, творчество как раз-таки позволяют мальчику в достаточно безопасной форме учиться преодолевать трудности, взаимодействовать с окружающими, проявлять себя.
И если у ребенка нет особых проблем со здоровьем, по причине которых он вынужден находиться в большей степени дома – почему бы не показать ему, что и спорт, и кружки, и творческие занятия могут быть интересны и нужны? Так ли уж от всего нужно беречь?
Автор публикации — Сбитняя Анастасия, психолог Кризисного центра