История становления и развития Кризисного центра

 

Муниципальное учреждение социального обслуживания «Кризисный центр» г. Челябинск ведет свою историю с 2007 года.

Кризисный центр был открыт по инициативе Главы города Челябинск М.В. Юревича, депутата Челябинской городской Думы, председателя комиссии по социальной политики Н.А. Басковой и Управления социального развития администрации города Челябинска.

Первым директором центра стала Суркова Наталья Алексеевна.

С апреля 2012 г. учреждение возглавляет Бабанова Ольга Трофимовна – кандидат педагогических наук, «Заслуженный работник социальной защиты населения Российской Федерации».

 

Цель работы МБУ СО «Кризисного центра» г. Челябинск – создание условий для сохранения психологического здоровья семьи посредством ранней профилактики семейного неблагополучия и оказания круглосуточной экстренной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, остро нуждающимся в социальной и психологической поддержке. Помощь оказывается жителям г. Челябинска, нуждающимся в социальной, психологической, юридической помощи (в том числе одиноким матерям с несовершеннолетними детьми; беременным женщинам; выпускникам детских домов и школ-интернатов, проживающим самостоятельно; людям, находящимся в остром семейном конфликте, в предразводной или послеразводной ситуациях; замещающие семьи и т.д.)

 

Самым первым отделением центра с 2007 г. – было отделение диагностики, консультирования и психологической практики (с января 2018 г. – отделение консультирования и психологической практики). Отделение осуществляет очные/дистанционные психологические и юридические консультации, проведение групповых профилактических социально-психологических тренингов для населения г. Челябинска.

 

С 2008 по 2017 гг. на базе учреждения осуществляло свою деятельность отделение «Школа приемных родителей» (с января 2018 г. – отделение психологической диагностики и коррекции). Отделение было создано для оказания помощи всем желающим принять ребенка из государственного учреждения в семью, либо уже воспитывающим приемного/опекаемого ребенка. «Школа приемных родителей» помогала кандидатам в замещающие семьи разобраться в своих чувствах и намерениях, предоставляла системные знания для успешного и надежного создания новых семей, а также морально и практически подготовиться к приему ребенка.

 

В 2008 г. Кризисный центр становится членом Коалиции кризисных центров Урало-Сибирского региона.

 

В ноябре 2010 года Кризисный центр присоединяется к Единой Всероссийской линии Детского телефона доверия и открывает отделение экстренной психологической помощи «Телефон доверия». Специалисты отделения по телефону в круглосуточном режиме оказывают психологическую помощь обратившимся, а также ведут информационно-просветительскую деятельность среди детей и подростков, участвуя во всероссийских, городских и межведомственных акциях, конкурсах.

 

Необходимость предоставления временного убежища женщинам с детьми, подвергающимся домашнему насилию, была настолько велика, что в июле 2011 года в отделении экстренной помощи Кризисного центра при поддержке Управления социального развития Администрации города Челябинска было открыто первое в городе и в области временное убежище («Кризисная квартира»). Оно предназначалось для женщин и женщин с детьми, подвергшимся психофизическому насилию, оказавшимся в кризисной ситуации, опасном для физического и душевного здоровья.

Временное убежище на 10 койко-мест располагалось в съемной трехкомнатной квартире.

В мае 2013 года отделение экстренной помощи переехало в новое отдельное здание, где можно было разместить уже до 30 человек.

 

С 2012 года запущен в работу официальный сайт учреждения, что предоставило массу новых возможностей: оповещение населения об услугах Кризисного центра, об организации и участии в мероприятиях, профилактических акций, размещение полезных статей специалистов, поддержка он-лайн и т.д. С начала 2013 года по сегодняшний день активно работает и развивается официальная группа Кризисного центра социальной сети «ВКонтакте».

 

В январе 2013 года в учреждении открылось новое направление в деятельности отделения консультирования, диагностики и психологической практики – «Служба примирения». Это социальный проект, для реализации которого Кризисный центр получил грант в конкурсе социальных проектов Министерства социальных отношений Челябинской области. Проект получил большое признание специалистов и населения. Идея работы Службы примирения основана на важном гуманистическом подходе: конфликт может быть управляем, и в его исходе возможно конструктивное решение. В настоящее время «Служба примирения» работает с разными категориями конфликтов: между супругами, между детьми и родителями, взрослыми детьми и родителями.

 

В августе 2014 года началась реализация проекта «МЫ-РЯДОМ!» в связи с открытием нового отделения «Службы экстренного реагирования» при МБУ СО «Кризисный центр».

Проект уникальный и инновационный, так как обладает возможностью оперативного реагирования в круглосуточном режиме (включая выходные и праздничные дни) специалистов по социальной работе и психологов. В 2015 году «Служба экстренного реагирования» (СЭР) установила взаимодействие с полицией для реагирования в особо критических ситуациях, с сентября 2015 года психологи СЭР стали привлекаться Следственным комитетом города к следственным мероприятиям для соблюдения прав несовершеннолетних детей (которыми или в отношении которых совершались преступные действия). Также с сентября 2015 года Службе экстренного реагирования переданы полномочия для работы в новом направлении – профилактика отказов от новорожденных, заключены соглашения с учреждениями здравоохранения, выработан алгоритм взаимодействия по этому направлению.

 

В 2017 году МБУ СО «Кризисный центр» стал членом Ассоциации организаций, работающих в сфере профилактики отказов от новорожденных.

 

В сентябре 2014 года на базе учреждения открыто отделение экстренной помощи «Телефон доверия для взрослых». С января 2015 года организовано взаимодействие с МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба города Челябинска». При обращении в Челябинске на номер 112 для оказания психологической помощи дежурные смены ЕДДС имеют возможность переадресовать звонок на профессиональных психологов центра, которые в круглосуточном режиме готовы оказать экстренную психологическую помощь.

С июля 2017 года заключено соглашение о взаимодействии также с «Центром обработки вызовов-112 – Безопасный регион», что значительно увеличивает доступность услуг.

 

В 2016 году Кризисный центр получил признание общественности города Челябинска и «за вклад в развитие социальной защиты населения» был удостоен премии «Признание». В том же 2016 году центр участвовал в информационно-аналитическом исследовании комфортности и доступности предоставления услуг организациями социального обслуживания Челябинской области с целью определения независимой оценки качества предоставления социальных услуг, где по результатам суммарной оценки занял I место в рейтинге организаций.

 

Традиционно специалисты Кризисного центра принимают активное участие в городских профилактических межотраслевых акциях, всероссийских акциях, организуют социально-психологические тренинги, конференции, семинары, праздничные мероприятия, приуроченные к знаменательным событиям.

 

Учреждение является одним из инициаторов проведения ежегодного хоккейного мини-турнира среди детских команд «В спорте — спортивная злость, в доме — семья и любовь!» в рамках международной акции «16 дней против насилия». Ежегодно центр организует творческий конкурс «Мой друг – Детский телефон доверия» для воспитанников социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, детских домов и школ-интернатов города Челябинска.

 

Кризисный центр активно взаимодействует с учреждениями социальной защиты города, депутатским корпусом города, Аппаратом Уполномоченного по правам человека в Челябинской области, администрациями районов города Челябинска, образовательными учреждениями, спортивными школами, с учреждениями культуры города, здравоохранения, полиции, Следственным комитетом, общественными организациями, благотворительными фондами, частными организациями.

 

Помимо личного обращения, клиенты могут обратиться дистанционно по электронной почте, скайпу, через он-лайн чат официального сайта, группы социальной сети «ВКонтакте», письменным почтовым обращением, по телефонам, в том числе круглосуточным. Со всеми способами связи можно ознакомиться в разделе «Контакты».

 

Все услуги Кризисного центра для жителей города Челябинска оказываются конфиденциально и бесплатно.

История КЦ2