Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев.
— Саади
Школьной неуспеваемостью принято считать отставание ребенка в учебном процессе, вследствие чего у ребенка возникают трудности в полноценном освоении учебного материала и в выполнении учебного задания. Если ребенок имеет трудности в образовательной сфере, значит ли, что он хуже своих сверстников?
Определенно нет. Несмотря на то, что программа для всех одинаковая и сами условия обучения тоже, у детей в одном и том же классе могут быть разные проблемы в обучении. Каждый ребенок имеет свои особенности развития, разное воспитание в семье, дети могут по-разному относить к учебным обязанностям, и по разным причинам дети могут пропускать учебное заведение.
Выделяют основные группы причин неуспеваемости школьников:
Первое, что мы рассмотрим среди причин неуспеваемости – это психологические причины (ПП). В данной группе рассматриваются недостатки в развитии познавательных сфер школьников, такие как – процессы внимания, памяти, мышления, восприятия и воображения. Стоит ли говорить о том, как эти процессы необходимы для ребенка в обучении? Ведь они позволяют воспринимать информацию, хранить и в дальнейшем воспроизводить её. Следовательно, если у ребенка есть нарушения в развитии познавательных процессов, это может привести к проблемам в учебной деятельности.
Далее, на что необходимо сделать акцент в ПП – это мотивационная сфера. Считается, что мотивы учащихся делятся на две категории. В первую категорию относятся те дети, которые чувствуют потребность в интеллектуальной активности, овладении новых навыков и знаний. Во вторую категорию относятся те дети, которые заинтересованы в общении со сверстниками, в оценке и одобрении, а также в желании занять определенную позицию в иерархии. Отсутствие мотивации учащегося также негативно воздействует на усваивании материала и обучаемости.
Также в ПП рассматривается эмоционально-волевая сфера. Здесь выделяют высокую тревожность учащегося, проблемы с самооценкой школьника и отсутствие у ребенка инициативности, самостоятельности и организованности.
Вторая группа – это педагогические причины неуспеваемости. В данной группе рассматривается проблематика организации учебного процесса, недостаточная оценка внеклассной и внешкольной работы с учащимися, отсутствие индивидуального подхода к учащимся, педагогическая запущенность, отсутствие взаимодействия преподаватели с учениками, недоработка методов преподавания.
Третья группа – это социальные причины (СП). К СП относят проблемы, связанные со взаимодействием ребенка со сверстниками, проживание ребенка в неблагополучной семье, где родители либо отсутствуют, либо не учувствуют в воспитании ребенка, условия проживания ребенка в семье, а также материальный доход.
Рассмотрев все причины можно понять, почему у ребенка могут быть трудности в учебном процессе. Возможно воздействие нескольких причин на школьника одновременно.
Автор публикации — Богоева Клена, психолог Кризисного центра