Что мы называем ленью ребенка? Это когда он может, но не хочет, то есть лень — это защитный механизм психики. Таким образом, организм экономит внутренние силы и энергию для важных дел. Детская лень может быть вполне обоснована физиологически, поэтoму не ищите спосoбы, как бороться с ленью, а выясните её причины.
Частые причины детской лени и возможные решения:
Усталость
Современные дети перегружены секциями, занятиями, в школе много монотонной умственной нагрузки, визуальных и звуковых раздражителей. Поэтому очень важно относиться с пониманием к состоянию ребенка, не требовать слишком много. Важно соблюдать баланс нагрузки. Многие проблемы с детьми-подростками можно решить просто-напросто тем, что не считать их проблемами.
Научите ребенка составлять списки дел, расставлять приоритеты. В расписании ученика, обязательно должно быть время на отдых, который нравится именно ему. Приведите в порядок режим сна и отдыха. Например, в организме подростка происходят перемены, связанные с гормональными изменениями, и это действительно вызывает постоянное ощущение усталости. Организуйте ему отдых сами, предложите сходить ему вместе куда-нибудь, учитывая его интересы.
Низкая мотивация
Причин низкой мотивации может быть несколько: страх потерпеть неудачу, неясные перспективы, непонимание смысла деятельности, которую навязали ребенку. Привычка к постоянному контролю взрослых приводит подростка к выводу: «это им надо, а не мне».
В этом случае нужно ослабить постоянное внимание и требовательность к ребенку, иначе «ярлык» лентяя станет для него привлекательным. Постоянная критика доставляет детям много негативных эмоций, это неприятный процесс, который очень расстраивает их, портит настроение, отравляет радость жизни. Лень пропадет, когда ребенок будет заниматься тем, что ему интересно и важно.
Недостаточно развита эмоционально-волевая сфера
Синдром выученной беспомощности, как правило, бывает при гиперопеке или авторитарном стиле воспитания, при котором ребенок слушает указания взрослых и не проявляет инициативу. Подросток должен учиться самостоятельно принимать решения, и если ему не давать такой возможности, решать за него, то он перестанет подчиняться вашим приказам. Поэтому не злоупотребляйте родительским авторитетом. Оставляйте свободу выбора.
Не позволяйте высказывания, которые «бьют по рукам» ребенка, не высмеивайте его. Предложите ему выбрать спорт по душе, с его помощью он будет стремиться к результату, преодолевать себя.
Регулярность — ещё один способ тренировки и укрепления силы воли. Начинайте с простых привычек. Например, с зарядки по утрам под любимую музыку, контрастного душа, еженедельной уборки в комнате.
Учитывайте индивидуальные особенности своего чада и направляйте его биоритмы ему во благо.
Лень как протест
Неразрешенный конфликт в семье ребенок может демонстрировать через свое несогласие или обиду. Игнорирование просьб выполнить какую-то работу по дому или вовремя сделать домашнее задание в таком случае — саботаж, при котором ребенок неосознанно пытается добиться справедливости и выиграть в противостоянии. Мы — взрослые разумные люди, и знаем, что постоянными конфликтами ничего не добиться, а серьезные конфликты непродуктивны.
Заниженная самооценка
Ребенку, может быть, страшно потерпеть неудачу, поэтому он предпочитает держаться подальше от разных видов активностей. Лучше прослыть ленивым, чем глупым. Срабатывает защитный механизм психики.
Искренний интерес, похвала и поддержка со стороны значимого человека поднимут самооценку. Несмотря на вашу занятость, обязательно находите время на общение с ребёнком, интересуйтесь его успехами и слушайте его рассказы внимательно, так как ничто не заменит внимание родителя.
Учителя говорят о постоянной лени вашего ребенка, не торопитесь ругать и наказывать его, выясните все подробности. Вероятно, сейчас он нуждается в вашей помощи, участии, в ваших советах или поддержке, а лень — это сигнал, на который необходимо обратить внимание. С помощью угроз и криков невозможно заставить быть трудолюбивым. Человек, с которым так обращаются, взбунтуется и протест может быть разным (гнев, слезы, болезнь, ложь, бегство).
Итак, подытожим основное.
1. Учитываем возраст. С 7 до 10 лет нежелание учиться может быть вызвано отсутствием привычки или наличием низкой концентрации внимания. С 10 до 16 лет лень, скорее всего, имеет психологические причины: неуверенность в себе, отсутствие мотивации и воли.
2. Необходим диалог. Расспросите ребёнка, почему он откладывает или не выполняет какое-то дело. Внимательно отнеситесь к его рассуждениям и обоснованию, покажите свою заинтересованность в его делах.
В любом случае, нужна регулярность, а результат появляется через время. Только при наличии родительской поддержки, внимания и доверительного диалога с ребенком можно устранить лень. Любовь родителей — это колоссальная сила, которая помогает детям и делает их счастливыми!
Зомерфельд Наталья, психолог Кризисного центра