Как много людей сталкивается со страхом оказаться в ситуации оценивания, но что если этот страх формируется в нас с детства и выражается в боязни получить плохую оценку в школе. Насколько сложно школьникам бывает выполнить какое-либо задание или выступить у доски, боясь, что его знания или навыки будут недооценены. В этой статье мы рассмотрим причины такого страха, а также сформируем рекомендации родителям для помощи своим детям.
Причины страха могут быть разными:
- Страх расстроить родителя. Конечно, такая причина кажется наиболее вероятной. Я получу плохую оценку, и мама с папой расстроятся, будут ругаться или даже накажут.
- Синдром отличника. Есть дети, для которых важно получить исключительно хорошие отметки, иначе они могут чувствовать себя плохими или даже недостойными чего-либо. Иными словами, переносить оценку за неправильно решенный пример на свою личность.
- Субъективность оценки. Не стоит забывать, что у детей разные интеллектуальные особенности, а шкала оценки для всех одна. Для кого-то совершить 2 ошибки будет являться лучшим результатом на данный момент, а для кого-то это просто невнимательность.
Что же делать в такой ситуации?
Во-первых, именно родителям важно донести до ребенка, что в низкой оценке нет ничего плохого, это неизбежно. Обучение любым знаниям или деятельности не обходится без ошибок, ошибаться – это нормально.
Во-вторых, важно поддерживать ребенка, даже когда результат не может вас порадовать. Ребенку важно чувствовать любовь родителя вне зависимости от оценок и достижений. Плохие дни бывают у всех, это не повод для упрека. Детям в такой ситуации бывает очень сложно и важно получить от родителя поддержку.
В-третьих, не сравнивайте своего ребенка с его сверстниками. Как мы говорили ранее у каждого ребенка свой потенциал, а также интересы и предрасположенности к тому, или иному предмету. Важно понимать, что ваш ребенок индивидуален, и имеет свои достоинства и недостатки.
В-четвертых, попробуйте выявить причину плохой оценки. Не всегда отметки ставят за знания, бывают случаи, когда оценить могут как аккуратность письма, так и поведение в классе, действительно ли в данной ситуации оценивали знания ребенка?
Важно понимать, что школьная оценка не определяет будущее ребенка или его личные качества, это всего лишь результат взаимодействия вашего ребенка с системой школьного образования.
Гартвих Елена, психолог Кризисного центра