Структура детского коллектива очень вариативна, не всегда отношения в нём складываются гладко. Наряду с референтными (значимыми) группами часто в детском коллективе встречаются так называемые «отверженные». Ни одна семья, ни один коллектив не смогут быть полноценными и эффективными, пока в них будут оставаться «изгои» и «аутсайдеры».
Скорректировать коммуникативные навыки, способствовать развитию навыков невербального общения, сплочению детского коллектива и формированию умения слушать и слышать других – такие задачи ставили перед собой педагоги-психологи МАУ СО «Кризисный центр», работая на тренинге с ребятами.
Участниками тренинга стали ребята 10-12 лет – воспитанники Челябинского приюта «Возрождение» и СРЦ Ленинского района.
Ребятам предстояло рассказать всем присутствующим о своем настроении образно, нестандартно, выяснить, как можно научиться понимать собеседника без слов. Очень часто нам в этом помогают наша мимика, жесты. Уметь доходчиво объяснить собеседнику то, что ты чувствуешь, используя только жесты, ребята обучались с помощью игры «Крокодил».
Также участники тренинга познакомились с техникой «Позитивные Я-высказывания», суть которой состоит в том, что мы высказываем свои чувства и пожелания таким образом, что человек понимает наши эмоции и одновременно не чувствует себя оскорблённым или рассерженным.
Например: родители незаслуженно отругали ребенка за то, что он недостаточно качественно выполнил уборку. Если ребенок начнёт кричать, возмущаться и доказывать свою правоту – будет только хуже. А вот если ребенок научится правильно формулировать словами свои эмоции и желания – конфликт можно погасить.
В течение часа с небольшим ребята, с помощью несложных психологических игр «Атомы и молекулы», «Найди пару», «Башня», учились взаимодействовать друг с другом, не конфликтуя, чувствовать эмоциональное состояние партнера. Ведь то, насколько сплоченным будет команда, коллектив, будет зависеть и эмоциональный, психологический климат, и конечный результат общего дела.