Безнадзорные каникулы

«У нас есть целая жизнь, чтобы работать,

а дети будут маленькими всего один раз».

(Польская пословица)

Среди всех проблем актуальной является проблема безнадзорности детей подросткового возраста. Это может быть первым шагом к неправильному развитию личности несовершеннолетнего ребенка, а также привести к нарушению процесса его социализации.

Безнадзорность – это отсутствие или недостаточный контроль за поведением и занятиями подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц.

 Какие  основные факторы оказывают влияние на подростка? К чему может привести данное поведение и как организовать профилактику безнадзорности подростков?

Исследования, проводимые учеными «Общественного института развития школы Санкт-Петербурга» [1],  позволили выявить основные причины, влияющие на рост подростковой безнадзорности:

1) социально-экономические :

  • трудности материального положения семьи;
  • безработица родителей;
  • многодетные семьи;
  • трудности в обеспечении досуга ребенка;

2) причины семейного уклада:

  • отсутствие внимания со стороны родителей;
  • конфликты;
  • жестокое обращение;
  • развод супругов;
  • отсутствие доверия между взрослым и подростком;

3)  психолого-педагогические:

  • стремление стать взрослым;
  • установление социального статуса;
  • расширение социальных связей;
  • отсутствие стремления к учебе;
  • различный уровень доступа к образованию;
  • наличие большого количества свободного времени.

Таким образом, каждая из этих причин может привести к нарушению детско-родительских отношений, а также к принятию норм и критериев своих ровесников, которые становятся психологически более значимыми для них, чем те, что устанавливают взрослые. И нет никакой гарантии, что данное общение окажется удачным.

Отметим, что в связи с отсутствием надлежащего контроля со стороны взрослых, у подростка может появиться интерес попробовать алкогольные напитки, табак, наркотические и одурманивающие вещества, что увеличивает риск совершения  как правонарушений, так и нарушение психического и физического здоровья. Следствием психолого-педагогических причин безнадзорности является потеря образовательного и культурного потенциала  несовершеннолетним ребенком.

На этом основании следует заключить, что  задача взрослых — правильно организовать досуг своего ребенка. Это  одно из условий профилактики подростковой безнадзорности, ведь забота о безопасности ребенка — это забота взрослых.

На помощь родителям по вопросам организации досуга и профилактики безнадзорности подростков приходят учреждения муниципального уровня, предлагая множество оздоровительных лагерей, кружков, секций, занятий для детей, чтобы ребенок не оставался наедине с собой. Занятость подростка —  это, прежде всего, его безопасность.

Более подробно о том, чем занять детей на каникулах можно ознакомиться в статье на сайте Кризисного центра г.Челябинск (http://crisiscenter74.ru/chem-zanyat-detey-na-kanikulah). Чаще интересуйтесь жизнью своего ребенка: с кем он общается, как проводит свое время, где находится, чем интересуется, в какие компьютерные игры играет, на каких интернет-сайтах находится.  Чаще всего вы можете получить отказ в  ответе на эти, казалось бы, простые вопросы, что может послужить сигналом отсутствия доверия со стороны ребенка.

Как говорил известный педагог Макаренко А.С.: «Умение воспитывать — это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины», каждый может овладеть этим искусством, тем самым предотвратив нежелательное поведение подростка.

Для родителей и детей круглосуточно работают линии «Детского телефона доверия» по номеру 88002000122 и «Телефон доверия для взрослых» 8(351) 735 5161, специалисты которых всегда ответят на интересующие  вопросы и помогут разрешить вашу проблему.

Автор публикации: Кристина Станиславовна Карачёва,

 психолог «Кризисного центра»

Список рекомендуемой литературы:

  1. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Интеллект-Центр, 2001.
  2. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. Методические рекомендации. М., 2002. С. 27.