«У нас есть целая жизнь, чтобы работать,
а дети будут маленькими всего один раз».
(Польская пословица)
Среди всех проблем актуальной является проблема безнадзорности детей подросткового возраста. Это может быть первым шагом к неправильному развитию личности несовершеннолетнего ребенка, а также привести к нарушению процесса его социализации.
Безнадзорность – это отсутствие или недостаточный контроль за поведением и занятиями подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц.
Какие основные факторы оказывают влияние на подростка? К чему может привести данное поведение и как организовать профилактику безнадзорности подростков?
Исследования, проводимые учеными «Общественного института развития школы Санкт-Петербурга» [1], позволили выявить основные причины, влияющие на рост подростковой безнадзорности:
1) социально-экономические :
- трудности материального положения семьи;
- безработица родителей;
- многодетные семьи;
- трудности в обеспечении досуга ребенка;
2) причины семейного уклада:
- отсутствие внимания со стороны родителей;
- конфликты;
- жестокое обращение;
- развод супругов;
- отсутствие доверия между взрослым и подростком;
3) психолого-педагогические:
- стремление стать взрослым;
- установление социального статуса;
- расширение социальных связей;
- отсутствие стремления к учебе;
- различный уровень доступа к образованию;
- наличие большого количества свободного времени.
Таким образом, каждая из этих причин может привести к нарушению детско-родительских отношений, а также к принятию норм и критериев своих ровесников, которые становятся психологически более значимыми для них, чем те, что устанавливают взрослые. И нет никакой гарантии, что данное общение окажется удачным.
Отметим, что в связи с отсутствием надлежащего контроля со стороны взрослых, у подростка может появиться интерес попробовать алкогольные напитки, табак, наркотические и одурманивающие вещества, что увеличивает риск совершения как правонарушений, так и нарушение психического и физического здоровья. Следствием психолого-педагогических причин безнадзорности является потеря образовательного и культурного потенциала несовершеннолетним ребенком.
На этом основании следует заключить, что задача взрослых — правильно организовать досуг своего ребенка. Это одно из условий профилактики подростковой безнадзорности, ведь забота о безопасности ребенка — это забота взрослых.
На помощь родителям по вопросам организации досуга и профилактики безнадзорности подростков приходят учреждения муниципального уровня, предлагая множество оздоровительных лагерей, кружков, секций, занятий для детей, чтобы ребенок не оставался наедине с собой. Занятость подростка — это, прежде всего, его безопасность.
Более подробно о том, чем занять детей на каникулах можно ознакомиться в статье на сайте Кризисного центра г.Челябинск (http://crisiscenter74.ru/chem-zanyat-detey-na-kanikulah). Чаще интересуйтесь жизнью своего ребенка: с кем он общается, как проводит свое время, где находится, чем интересуется, в какие компьютерные игры играет, на каких интернет-сайтах находится. Чаще всего вы можете получить отказ в ответе на эти, казалось бы, простые вопросы, что может послужить сигналом отсутствия доверия со стороны ребенка.
Как говорил известный педагог Макаренко А.С.: «Умение воспитывать — это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины», каждый может овладеть этим искусством, тем самым предотвратив нежелательное поведение подростка.
Для родителей и детей круглосуточно работают линии «Детского телефона доверия» по номеру 88002000122 и «Телефон доверия для взрослых» 8(351) 735 5161, специалисты которых всегда ответят на интересующие вопросы и помогут разрешить вашу проблему.
Автор публикации: Кристина Станиславовна Карачёва,
психолог «Кризисного центра»
Список рекомендуемой литературы:
- Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Интеллект-Центр, 2001.
- Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. Методические рекомендации. М., 2002. С. 27.