Люди будущего, возможно, будут воспринимать наш этап развития цивилизации как эпоху интеллектуальной и экономической несостоятельности. Им будет трудно понять, почему мы воспринимали агрессию и конкуренцию как норму.
Футуролог Жак Фреско
Насколько возможно человеку контролировать свои агрессивные проявления? Управляете ли вы своими эмоциями или они управляют вами?
Знаете ли вы, что большая часть наших действий в течение дня происходит «на автопилоте», «на автомате», а сознание следит за возможным изменением ситуации?
Экспериментальными исследованиями подтверждается, что в ситуации, когда нужно сделать выбор, то есть при столкновении подсознательной и осознаваемой информации — человек скорее сделает выбор в пользу подсознания. Но что именно будет влиять на наше подсознание? Ответ будет неоднозначным.
Некоторые учёные доказывают, что как человеческие существа мы имеем природную склонность к агрессии. Но ведь есть племена арапешей, сеноев, навахо, эскимосы и других, которые крайне редко проявляют агрессивность или враждебность.
Существуют объективные доказательства того, что агрессия иногда может иметь биологическую основу.
Кроме того, учёные обнаружили взаимосвязь между агрессией и такими физиологическими факторами, как низкий уровень сахара в крови, аллергия, специфические травмы головного мозга и нарушения в его деятельности. При высоком уровне гормона тестостерона, как у мужчин, так и у женщин поведение бывает более агрессивным.
Однако ни одно из этих обстоятельств нельзя считать непосредственной причиной агрессии. Они, возможно, снижают порог агрессии, делая агрессивное поведение более вероятным.
Не всегда агрессия имеет биологическую основу.
Некоторые учёные утверждают, что мы учимся тому, что демонстрируется нам внешними источниками: родными, ближайшим окружением, СМИ. Возможно, что мы учимся агрессивному поведению, наблюдая агрессивные действия.
Как показал в своих исследованиях психолог Альберт Бандура, посвящённых подражанию, дети могут научиться новым для себя агрессивным действиям, наблюдая насильственное или агрессивное поведение других, или же они могут усвоить из таких наблюдений, что насилие – «это нормально». В любом случае они становятся более склонными действовать агрессивно.
Может ли подтолкнуть к агрессивному поведению телевидение? Телевидение может растормаживать те опасные побуждения, что уже есть у людей. Растормаживание (снятие сдерживающих ограничений) приводит к тому, что начинают реализовываться такие виды поведения, которые в нормальном состоянии не допускаются.
Наша сегодняшняя реальность вобрала в себя многие недостатки общества потребления. Много ли сейчас читающих людей, а детей? Растущему поколению сложно отличать фантазии виртуальных миров от реальности. В дошкольном и младшем школьном возрасте ценности и морально нравственные установки формируются больше через подражание или идентификацию со значимыми взрослыми. Это, в первую очередь, родители, а позже — учителя и другие авторитетные люди для ребёнка.
Символическое содержание, представленное в компьютерных играх, телевизионных передачах, фильмах и других средствах массовых коммуникаций, оказывает глубокое воздействие на детей и подростков, формируя определённые ценности и образцы поведения.
СМИ также влияют на поведение людей, формируя установки и внушая определённую информацию.
В ходе проведённых исследований было установлено, что учащиеся начальных классов, менее агрессивны, когда они проводят меньше времени у телевизора и за видеоиграми. Насилие в телевизионных передачах повышает вероятность агрессивного поведения у зрителей. Телевизионное насилие снабжает людей агрессивными моделями и учит агрессии. Оно также способно растормаживать импульсы к агрессивному поведению и снижать чувствительность к насилию.
Хочется отметить, что сложно повлиять на биологические процессы, но вполне возможно оказать влияние на общую подростковую культуру через самые эффективные каналы: СМИ, музыка, кино. И если там будет демонстрироваться агрессивная культура, то в реальной жизни и поведении окружающих мы увидим то же самое. Ответственность за моральные ориентиры детей, а потом подростков – в первую очередь на взрослых. Это, конечно, очень долго, дорого и сложно, но другого пути для изменения культуры нет. Только изменив себя, общую культуру страны, частью которой является, на первый взгляд, такая непохожая на нее молодежная культура, мы можем рассчитывать на изменение поведения подростков.
Начните с себя, с той среды, которая окружает вашего ребёнка дома, что вы смотрите и слушаете, что обсуждаете. Обращайте внимание на то, где, как и с кем он проводит своё время и каков ваш вклад в это.
И в заключение хочется сказать словами Жака Фреско:
«Если мы желаем, чтобы наши дети строили конструктивные и положительные отношения друг с другом и стали полезными для общества людьми, нам нужно создать среду, которая генерирует желаемое поведение».
В следующей статье мы остановимся более подробно на том, как самим родителям управлять своим гневом, своими эмоциями, ведь умеющий управлять эмоциями – управляет жизнью.
Используемая литература:
- Вестник практической психологии образования2017. Том. 50, № 1. С. 37–41
- Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2005.
- Панасюк А.Е. Психология подсознания: всё о подсознании человека/ А.Ю. Панасюк. – Издательский Дом «Ин-Фолио», 2010. – 288с
- Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб: Питер, 2012. (Серия «Мастера психологии»)
Автор публикации — психолог Кризисного центра Пидсадняя Елена Анатольевна