Академическая прокрастинация или Как помочь школьнику справиться с учебой

Как часто мы можем слышать от наших детей: «я не успел выполнить домашнее задание…» – потому что часто отвлекался на….; «я не хочу готовиться к тесту…» – потому что есть много других дел, выполнение которых гораздо веселее…; «я все равно уже не сделаю это задание хорошо…» – потому что мне не хватит на это времени…

 

Большинство родителей и педагогов эти простые отговорки связывают с отсутствием интереса к учебному предмету или попросту с ленью. Однако это далеко не так. В психологии данное откладывающее поведение известно как «прокрастинация».

 

Термин «прокрастинация» в переводе с латинского означает: «pro» – вперед, дальше и «crastinus» – завтра. Соответственно, «академическая прокрастинация – это добровольное откладывание выполнения заданий, связанных с учебным процессом, несмотря на ожидание худших последствий от задержки». В учебе зачастую прокрастинация проявляется в откладывании выполнения домашних заданий, несвоевременной подготовке к контрольным работам, запоздалой сдаче книг в библиотеку, может приводить к прогулам.

В целом, прокрастинация становится большой проблемой для школьника, поскольку зачастую приводит к низкому уровню успеваемости, неудовлетворительным оценкам, нежеланию посещать школьные занятия, страху перед будущими заданиями, нестабильной (низкой) самооценке. Прокрастинация может вызывать высокий уровень тревожности, чувство безнадежности и вины, депрессию, переходящую в стресс (дистресс) и приводить к серьезным психическим расстройствам.

 

Кроме того, прокрастинация способствует негативным дисциплинарным проступкам, таким как: плагиат, копирование на контрольных и проверочных работах, использование на экзамене запрещенных средств, а также другим академическим проступкам, приводящим к повторному обучению (второй год).

 

Важно учитывать особенности подросткового возраста, являющегося  критическим, переломным периодом, считающимся самым сложным и непредсказуемым не только для ребёнка, но для родителей и педагогов. Нестабильная психологическая ситуация подростка, заключающаяся в раздражительности, тревожных сомнениях в себе и в своих способностях, не всегда приводит к адекватному оцениванию собственных возможностей, также может стать «благодатной почвой» для развития прокрастинации.

 

Как показывают современные отечественные и зарубежные исследования более 75 % учащихся страдают от негативных последствий откладывания. Прокрастинация у учащихся может занимать более одной трети повседневной деятельности и выражаться в просмотре телевизора, увлечении компьютерными играми, погружении в различные социальные сети и мессенджеры и т.д. К тому же, необходимо учитывать современные реалии общества – смещение сферы классической социализации (семья, школа) на виртуальные форматы сообществ. Таким образом, переход социальной активности подростков из реальной жизни в виртуальную, заключающийся в интенсивном серфинге социальных сетей, постоянной проверке новостных лент и уведомлений мессенджеров, может выступать триггером (пусковым механизмом) прокрастинации.

Необходимо сказать, что на сегодняшний день механизмы и причины возникновения прокрастинации полностью не изучены.

 

Можно рассмотреть следующие способы борьбы с академической прокрастинацией у учащихся:

— составление плана поможет школьнику более эффективно использовать свободное время. Также полезным будет разделять большие задания на несколько мелких, поскольку выполнение большого задания с отсроченным результатом может способствовать откладыванию в его выполнении;

 

— создание комфортных условий для выполнения домашних заданий. Постарайтесь оградить ученика от внешних раздражителей, мешающих в выполнении заданий. Необходимо помнить, что самыми распространенными внешними триггерами прокрастинации выступают социальные сети и мессенджеры. Большинство прокрастинаторов не планируют откладывать выполнение заданий, но зачастую переключаются на другие действия, которые вовсе не были запланированы (например, поиграть в компьютерные игры);

 

— откладывание выполнения задания зачастую происходит из-за оценки этого задания как неинтересного, непонятного, слишком сложного или очень простого. А когда школьник испытывает тревогу или страх неудачи, а также боязнь быть раскритикованным одноклассниками или учителем, с большей вероятностью будет пытаться избежать этой ситуации, откладывая выполнение задания;

 

— если урок или задание «не по душе» ученику, то можно для него прояснить, что это совсем не значит, что оно сложное или неинтересное. Возможно, это эмоции. И, если помочь школьнику справиться с ними, с эмоциями, то это задание, возможно, ему понравится.

 

Выше перечисленные шаги направлены на снижение прокрастинации у учащихся. Эти рекомендации помогут достичь более высоких результатов в обучении.

Автор публикации — Жаркова Светлана, психолог Кризисного центра