Буллинг в школе. Рекомендации для родителей

В современном обществе немало насилия и жестокости, но больше всего огорчает факт детской жестокости. Речь пойдет о «буллинге» (англ. bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник). — травля, агрессивное преследование одного человека группой людей. Такое явление характерно в сложившихся коллективах: школьных, студенческих или трудовых.

О насилии в школе и в детских садах известно уже давно. Это явление описано еще в Итонском колледже 16-18 век, где власть старших соучеников была более жестокой и капризной, чем учительская [1].

Сейчас явление травли называют словом «буллинг», «моббинг». По сути это схожие по смыслу понятия, «как определяет Х. Лэйман: «психологический террор», который включает «систематически повторяющиеся враждебное и неэтичное отношение одного или группы людей, направленное против другого человека, в основном одного» [1].

 

Откуда такая жестокость?

Зачинщиков травли называют «буллерами». Это дети, которые обладают следующими чертами: агрессивность, импульсивность, слабый самоконтроль, желание самоутвердиться за счет других (мальчики часто именно в физической силе), стремление быть лидером и быть в центре внимания. «Буллеры» совершают травлю сознательно и эмоционально спокойно, по их мнению, оправданно.

Как правило, один или два ребенка начинают травлю, а остальные становятся их «союзниками», однако часто делается это из страха, что ситуация может обернуться не в их пользу. Свидетели тоже остаются в стороне, так как опасаются быть вовлеченными в этот процесс, а порой принимают как норму: никто не протестует, значит это нормально.

буллинг в школе

Кто становится жертвой?

Одно из частых мнений, что мишенью травли в школе становится ученик, который явно отличается от других, как внешне, так и порой по успеваемости. Такое встречается, но не всегда. Личностными чертами у такой жертвы травли могут быть низкая самооценка, склонность к самообвинению, страх, тревожность. Такие особенности могут быть провоцирующим фактором для запуска буллинга, при этом постоянное психологическое давление со стороны сверстников может еще больше снижать самооценку и повышать уровень тревожности. Получается замкнутый круг.

Часто жертвой преследования одноклассников становятся дети застенчивые, тревожные, одинокие, подвергающиеся насилию и дома. Как правило, это дети с комплексом неполноценности и низким статус популярности в классе.

В группе риска находятся дети другой национальности, одаренные дети или наоборот «двоечники», неопрятные или дорого одетые, неспособные постоять за себя.

Буллинг может проявляться на физическом, психологическом, экономическом уровне:

— удары, пинки, толчки, отбирание вещей — физический уровень;

— на психологическом уровне — оскорбления, изоляция, критика, насмешки, запугивание, выдумывание сплетней;

— экономический уровень — вымогательство денег.

 

Важно понимать, что реакция жертвы на такую травлю может быть пассивной, а может быть агрессивно-активной. По данным В.Р. Петросянц (2011), жертвы буллинга в большинстве случаев (40%) делают вид, что ничего не произошло, почти 32% игнорируют обидчиков, в 10% пропускают занятия в школе, в 9% избегают мест совершения буллинга, в 2% случаев пытаются объясниться с обидчиком. И только 4% жертв рассказали о своем положении учителю и 3 % — своим родителям[2].

Статистика показывает, что большинство детей не обращаются за помощью и продолжают оставаться в этой ситуации. Поэтому родителям необходимо знать признаки поведения ребенка, который может находиться в позиции жертвы буллинга:

1. Ребенок не хочет идти в школу. Прогуливает, ищет любые возможности не ходить в школу.

2. Не имеет друзей. Не приглашает к себе друзей и его никуда не зовут. Не рассказывает о них, не вспоминает одноклассников.

3. Не рассказывает о школе.

4. Настроение чаще подавленное, замкнут, плачет без причины.

5. В поведении появилась раздражительность, агрессивность, уходит от разговоров о школе.

 

Чаще всего ребенок отвечает отказом на продолжении разговора о школе и о друзьях. Это может быть сигналом об отсутствии доверия, а также ребенок может быть убежден, что взрослые не смогут помочь или ухудшат ситуацию и нападки сверстников только увеличатся.

Необходимо дать понять ребенку, что вы можете стать плечом к плечу и вместе решить эту проблему. Убедите его, что будете хранить информацию в тайне и вместе с ним решать кому сказать и какие шаги предпринять.

 

Что делать?

Важно понять, что пассивная позиция жертвы при буллинге, только усугубляет ситуацию. Необходимо проявить активную позицию:

  1. Если вы узнали о том, что ваш ребенок — жертва травли, не оставайтесь в стороне, не оставляйте его один на один со своей проблемой. Поддержите его, проясните историю событий, с чего все началось.
  2. Вместе с ребенком подумайте, что могло быть причиной начала этой травли. Если, например, ребенок пострадал по причине своей замкнутости, застенчивости, то возможно использовать это как мотивацию для изменений. Именно сейчас ребенку необходимо обрести уверенность и научиться постоять за себя. Помогут в этом различные секции или кружки, где ребенок может обрести уверенность, повысить самооценку, найти друзей.
  3. Обратитесь к школьному психологу. Необходимо помочь ребенку найти внутренние и внешние ресурсы в этой ситуации. При обращении к школьному психологу с буллером будет также проведена работа.
  4. С согласия ребенка можно поставить в известность классного руководителя. Так, авторитетный классный руководитель может грамотно распределить полномочия и обязанности в классе, помочь иначе реализоваться детям, которые осуществляют травлю.
  5. Сообща, вместе с ребенком разобрать варианты возможных выходов из ситуации
  6. Ведение дневника. Необходимо систематически записывать ситуации, связанные с буллингом.
  7. Поговорить с обидчиком один на один, прояснить причины его поведения, попытаться наладить отношения.
  8. Стоит ли уходить из школы? Если ситуация не запущена, то дайте ребенку возможность самому её решить, естественно при поддержке родителей и педагогов. При серьезно нанесенном ущербе психике ребенка, лучше сменить школу или класс. Но помните! Если не помочь ребенку вырасти из жертвы, то ситуация может повториться!

травля в школе

В заключении можно сказать, что ситуация травли в школе явление достаточно частое, но его можно предупредить. С позиции школы это обращение к ситуации буллинга через классные часы, обсуждение на уроках литературы произведений, художественных фильмов. Со стороны родителей необходимо быть внимательными к ребенку, интересоваться его делами, знать его друзей, быть открытыми и доверительными. Учите ребенка умению постоять за себя и других. Не молчать, когда подвергаются насилию другие дети или же он сам является объектом травли.

 Автор публикации:
Борисова Т.В., психолог отделения диагностики, консультирования и педагогической практики

 

Используемая литература:

  1. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения. – СПб.: Питер, 2014. – 368с.
  2. Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость [Текст] : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / В. Р. Петросянц. — СПб., 2011. — 29 с. : ил. — Библиогр.: с. 29.