Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы… училось

       Как часто в последнее время слышишь от родителей школьников: «Ему не интересно на уроках», «Учитель скучно объясняет, поэтому сын (дочь) не понимает», «Ребенок не старается и учится плохо, потому что скучает на занятиях»…

skuka-na-uroke   Ситуация знакомая до боли. Множество наблюдений за последние 15-20 лет подтверждают это. Тогда возникает встречный вопрос – а как же тогда советская система образования в школе? То, что раньше ругали – в последнее время все чаще восхваляется. По прошествии времен все большее число людей убедились и подтверждают качество и непревзойденность  методов  в обучении тех времен. А ведь тогда детей не развлекали на уроках, не предлагали столько игровых форм.

       Многие возразят – вроде бы как времена были другие, не было такого информационного пресыщения, опять же менталитет у людей был другой. Но ситуации в школах последних лет приводят к выводу, что и обучать детей, развлекая – тоже не выход.

Наблюдения

            Одна знакомая учительница английского языка поделилась впечатлениями:

– Конечно, вначале дети все бежали на урок вприпрыжку, потому что мы проходили алфавит, и мы этот алфавит и пели, и рисовали, и играли с буквами, а сейчас мы начинаем читать, и тут я ну никак не могу обойтись без изучения правил и прочих скучных вещей!

        Слова учительницы математики также заставляют задуматься:

— Можно в игровой форме научить основам арифметики в начальной школе. А потом? Представьте себе — как преподнести в яркой и незабываемой форме тригонометрические формулы?

        И это не единичные случаи. Далеко не все учебные процессы можно организовать в игровой форме – это истина.

Новое поколение – наша ответственность

        Получается, что  дети, с которыми в детском саду, дома, на дополнительных занятиях, в первом классе из кожи вон лезли, чтобы чему-то их научить через игру, так привыкли к такому подходу, что просто не готовы к серьезным усилиям для получения знаний в средних классах.

         Старшее поколение помнит:  вопрос «интересно-неинтересно» вообще не возникал. Не было никаких игр в школе. Были прописи, учебники, оценки. За  пятёрки sovetskie-shkolnikiна тетрадь клеили звёздочку – вот и вся мотивация, вот и вся игра. Поэтому когда надо было что-то выучить или монотонно написать в прописи пять строчек каких-нибудь букв, даже не задумывались — скучно это или нет.Как раз это и было важным шагом на пути к средней школе, где объём скучных учебных действий на порядок больше.

       Мы сами всё время приучаем детей к тому, что их непрерывно развлекают. Они теперь этого ждут – и это  травматичный момент для их самостоятельности, самодисциплины и развития творческого мышления. Они не прилагают усилий, чтобы заставить себя делать монотонную работу – их учат через игру, они не хотят занимать себя сами в скучной поездке – их развлекают, они не желают прилагать усилия, чтобы самим весело поиграть в день рождения – они знают, что их организуют специально обученные люди.

       Поэтому игровые, развлекающие формы подачи знаний хороши только на первых этапах обучения. Постепенно необходимо настраивать детей на серьезную, самостоятельную работу в школе.

Автор публикации — Богодухова Л.А.,

методист отделения организационно-методической работы