Автор публикации:
Борисова Т.В.,
психолог МБУ СО «Кризисный центр»
Интернет на сегодняшний день захватил нашу жизнь во всех ее сферах, если поиск информации, то нас интересует интернет, досуг-интернет, шопинг- конечно же интернет, общение – снова и снова интернет. Человечество все меньше времени проводит в реальном мире и все больше во всемирной паутине.
Статистика в России указывает на то, что очень высок уровень интернет-зависимости. По данным опроса, проведенного ВЦИОМ в 2013 году, 22% россиян признались, что проводят в интернете слишком много времени. Больше интернет-зависимых в России среди молодежи: 53% россиян в возрасте от 18 до 24 лет признались, что подолгу сидят в интернете, а 44% из них поглотили социальные сети [4]. В группе риска сегодня находятся дети, подростки, у которых не сформирован или слабо сформирован самоконтроль и воля.
Уже в 90-х годах американским психиатром Айвеном Голдбергом был сформирован термин «интернет зависимость» и описывался как «навязчивое желание подключиться к интернету, и болезненная неспособность вовремя отключиться от интернета» [1]. Действительно, хоть и большое количество времени многие из нас уделяют интернету, но все же не проводят там целые сутки или семь дней в неделю. Почему так? Разберемся кто более подвержен пагубному пристрастию к интернету?
Интернет-зависимость является разновидностью нехимических зависимостей, а это значит, что человек использует любые способы для ухода от разрешения жизненных проблем в виртуальный мир. Человек, который сбегает в такую реальность имеет свои особые черты личности. Обобщив результаты различных исследований, Н. В. Чудова приводит следующий список черт: замкнутость, трудности и неуверенность в общении, заниженная самооценка, склонность к избеганию проблем и ответственности, чувствительность к критике, сложности в выражении чувств, неумение планировать время [3]. Если при наличии этих черт добавляются еще и трудноразрешимые ситуации, то есть вероятность, что человек будет уходить от них в виртуальный мир.
Одним из методов профилактики интернет-зависимости является перевод этих негативных качеств в положительные, научить человека справляться с проблемами с ответственностью.
К. Янг [1] выделил 4 основные формы проявления интернет-зависимости:
- общение в чатах, социальных сетях, форумах. Такое общение в интернете заманчиво, оно имеет следующие плюсы: анонимность, свобода слова, возможность отвечать не сразу, возможность быть тем, кем ты не являешься. Такой вид зависимости возникает у людей, которые испытывают трудности общения в жизни или вообще находятся в изоляции. В группе риска подростки, которые используют такую форму общения еще и как самоутверждение.
- информационная интернет-зависимость (онлайн серфинг). Это постоянное и бессмысленное блуждание по сети в поисках по сути ненужной информации. Подвержены люди не имеющих четких жизненных целей и задач.
- онлайн-игровая зависимость. Игры в интернете надолго приковывают внимание, человек забывает есть, спать, о том, что он вообще находится в реальности. В группе риска находятся люди, которые не могут в реальности найти возможные способы самоутверждения, а вот в игре предлагаются различные способы: достижение уровня, приобретение навыков и суперсилы героя и прочее. Здесь можно наглядно показать другим игроманам, что ты успешнее их.
- азартные онлайн –игры. Представляют собой то же самое, что и азартные игры в реальности. Подвержены люди, которые стремятся получить эмоции, но в реальной жизни у ни нет допустимых способов. Низкая самооценка подстегивает человека повысить свой статус через выигрыши. А также человек немеющий снимать стресс, может это делать с помощью азартных игр, таким образом убегаю от реальных проблем.
Дадим следующие практические рекомендации.
1. Как понять, что человек интернет-зависим?
- проведение за интернетом большое количество часов в сутки;
- вспышки агрессии, раздражительности при попытке отключения интернета;
- навязчивое желание войти в сеть;
- нарушение семейных, дружеских отношений, проблемы с успеваемостью или работой; из-за частого пребывания в интернете.
На сегодняшний день предложено множество тестов по выявлению интернет зависимости. В конце статьи нами предложен опросник, по которому вы можете определить степень зависимости от интернета. Однако, стоит знать, что полную картину привязанности, зависимости может определить только квалифицированный специалист. Если вы считаете, что у вас или ваших близких есть признаки интернет-зависимости, рекомендуем обратиться к психологу или психотерапевту.
2. Что же делать, если человек проявляет признаки интернет-зависимости?
Для начала обратится к специалисту: психолог или психотерапевт, который поможет определить степень зависимости, назначить курс консультации.
3. Что можно сделать самому или помочь близкому?
- ни в коем случает не запрещайте выход в интернет, такая мера приводит только к усилению желания быть там, да еще будет сопровождаться букетом негативных эмоций. Можно постепенно уменьшать время пребывания в интернете;
- необходимо менять распорядок дня. Нужен четкий план на день, для первого времени расписанный на каждый час. Так можно отследить сколько времени уходит на интернет, а сколько на реальную жизнь. Полезно знать сколько времени уходит в интернете на «нужное», а сколько на «ненужное»;
- как всегда, полезен выход на природу, свежий воздух, проведите время с семьей, придумайте интересные совместные занятия. Часто бывает, что в семье действительно мало общения, тогда каждый ищет такое общения в интернете, придумайте совместные занятия для всей семьи, после учебного или рабочего дня обязательно находите время для совместного общения;
- восстанавливайте общение с друзьями, чаще проводите с ними время;
- займите себя. Хобби, спорт – это полезный способ времяпровождения;
- определить свои цели и задачи на будущее;
- ищете поддержку в близких людях, разговаривайте с ними открыто о своей проблеме.
Можно сделать следующий вывод: интернет-зависимость реальная проблема сегодняшнего мира, которая может затронуть любого человека. Чтобы не допустить развития зависимости необходимо заниматься своевременной профилактикой среди детей и молодежи, а именно: развивать свои интересы, хобби, больше общаться в реальном мире, постоянно стремится к развитию в учебе, в карьере, в личной жизни, тогда интернет не станет пристанищем одиночества, скуки или способом достижения «виртуального успеха».
Рекомендуемая литература
1. Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости [Текст] : монография / А. Ю. Егоров. — СПб.: Речь, 2007. — 190 с. — ISBN 5-9268-0649-6
2. Лоскутова, В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств [Текст]: дис. … канд. мед. наук : 14.00.18 / В. А. Лоскутова. — Новосибирск, 2004. – 107 с.
3. Чудова, И. В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» [Текст] / И. В. Чудова // Психологический журнал. — 2002. — № 1. — С. 113-117.
Новосибирск, 2004. – 107 с.
4. Данные ВЦИОМ за 2013 — интернет ресурс http://wciom.ru/