Дети и насилие.

   

24 октября 2013 года детская психиатрическая служба совместно с кафедрами Психиатрии «ЮУГМУ Минздрава России» и общей психологии ФГОУ ВПО «ЮУрГУ»в рамках областной постоянно действующей «Школы психического здоровья» провели конференцию на тему «Дети и насилие».

   Психологи МАУ СО «Кризисный центр» г. Челябинска приняли участие в работе конференции.

 

      Программа мероприятия была насыщенной и очень интересной для специалистов и всех заинтересованных лиц. Перед собравшимися выступали с докладами:

Рычкова Лилия Сергеевна – доктор медицинских наук, профессор кафедры Общей психологии ЮУрГУ-«Дети и насилие»;

Новоженов Андрей Валерьевич —  исполняющий обязанности заместителя начальника отдела участковых уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних УМВД России по г. Челябинску, подполковник полиции — «О состоянии работы по профилактике насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних» (по данным УВД города Челябинска);

Бейлькин Михаил Меерович – главный внештатный специалист-сексолог Министерства Здравоохранения Челябинской области, врач-сексолог Городской больницы №1,  кандидат медицинских наук- «Сексологические аспекты педофилии»;

Чижова Татьяна Николаевна — заведующая детским психиатрическим  отделением № 14 Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения «Областная клиническая специализированная психоневрологическая больница № 1», кандидат медицинских наук — «Особенности поведенческих расстройств у детей, воспитывающихся в семьях с жестоким стилем обращения»;

Таксибаева Айгуль Жаксибековна — медицинский психолог детского диспансера  Городской больницы №1 -«Виктимология глазами детского психолога»;

Луговых Наталья Александровна – ассистент кафедры Психиатрии ФПиДПО ГБОУ ВПО «ЮУГМУ Минздрава России» — «Психотерапия кризисных состояний»;

Мишкина Екатерина Сергеевна – медицинский психолог детского отделения № 14 ГБУЗ «ОКСПНБ №1», магистр, аспирант кафедры общей психологии  ЮУрГУ -«Психологическая работа с детьми-жертвами жестокого обращения и насилия».

 

Насилие – это вторжение в эмоциональное, психическое или физическое пространство другого человека.

 

Существует несколько видов насилия:

  • Физическое
  • Психологическое
  • Сексуальное
  • Домашнее

 

    По статистике, из числа выявленных случаев — 10% детей в нашей стране погибают от насилия, у 80% детей – очень велик риск дромомании (уход из дома), тем самым дети пытаются спасти себя от насилия взрослых.

   Домашнее насилие – это комплексный вид насилия, повторяющийся с увеличивающейся частотой. Это оскорбление и унижение женщин и детей, побои, угрозы, запреты на общение, критика, принудительный секс.

     В результате, у женщины формируется чувство вины перед семьёй и детьми, страх и отчуждённость.

     Страдают и дети. У них формируются такие чувства, как неуверенность в своих силах и способностях – «я не достоин любви», «я никому не нужен». Дети чувствуют себя «грязными», бесполезными, слабыми, маленькими.

    Все это формирует определенный стиль поведения ребёнка («подросток – мачо» или «подросток – слабак»). Формируется девиз: никому не верь, не надейся, не проси!

  В итоге, полное недоверие к взрослым (ко всем, без исключения), боязнь взрослых. По мнению детей, пострадавших от домашнего насилия, любой взрослый – опасный враг. Идет отрицание самой возможности помощи, как таковой.

   У таких детей слабый контакт со своим телом, подлинными чувствами. Нет базового доверия к миру. И как следствие, любые психотропные вещества (алкоголь, наркотики и т.п.) являются средствами социальной адаптации. Такому подростку незнакомо понятие, что полезно, а что вредно для организма. Ему все равно.

   Опасность заключается еще и в том, что такие подростки  начинают искать себе кумира среди взрослых, некоего сильного защитника, который, как правило, является асоциальной личностью.

    Причины жестокого поведения родителей могут быть разными, но основные из них – это безработица, плохие жилищные условия, материальная неустроенность, то есть социально-экономические; а также алкоголизм, психические заболевания, отрицательный личный опыт самих родителей, отсутствие педагогических знаний, то есть психологические факторы.

 

Существует подвид физического насилия – пренебрежение потребностями и нуждами ребенка.

   Не важно, какой уровень материального достатка в семье, если ребенок не чувствует, любовь, заботу, ласку, если взрослые равнодушны к тому, что происходит с ребенком, никакими дорогими игрушками этого не возместить. И наоборот, семья может жить очень скромно в материальном плане, но если ребенок чувствует, что он любим, психика ребенка будет развиваться нормально.

 

   Такие подвиды психологического насилия, как эмоционально-словесное насилие, изоляция от других членов семьи, формирование чувства страха, очень трудно доказать, их используют как орудие манипуляции человеком.

 

   В жизни наиболее часто встречается использование нескольких видов насилия одновременно. Уголовный кодекс Российской Федерации в статье 156 предусматривает уголовное наказание за жестокое обращение с ребенком.

  Задача каждого неравнодушного человека – не проходить мимо случаев жестокого обращения с детьми, подростками, женщинами.

 

  Психологи нашего Центра уверены: необходимо формировать в общественном сознании понимание недопустимости жестокого обращения с детьми, ценности ответственного родительства и устойчивых моделей воспитания детей без применения насилия, сокращение случаев проявления жестокости и насилия к детям, улучшение оказания своевременной помощи детям, пострадавшим от насилия или жестокого обращения.