В рамках акции «16 дней против насилия» психологами МАУ СО «Кризисный центр» г. Челябинска 26 ноября был организован и проведен обучающий семинар для специалистов, работающих с детьми и подростками, на тему «Дети и насилие».
В семинаре приняли участие специалисты и психологи детского дома № 8, социального приюта «Возрождение», а также социально-реабилитационных центров Металлургического и Ленинского районов города Челябинска.
Целью мероприятия стало изучение классификации типов, признаков насилия, их последствий для физического, эмоционального и психологического благополучия детей, а также предоставление информации о причинах детской агрессии и способах ее профилактики.
Проблеме детского насилия посвящено немало работ, книг и исследований, однако мы по-прежнему сталкиваемся с ней, иногда с самыми ужасными её проявлениями. Существует несколько видов насилия: физическое, сексуальное и психическое (эмоциональное).
1. Физическое насилие
– преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, действия, которые причиняют ребенку физическую боль и страдания, а также причинение ущерба развитию, здоровью и жизнедеятельности.
В данную категорию относятся не только регулярные побои или телесные наказания с применением других предметов, но и пощечины – их тоже относят к физическому насилию.
Ребенок, подвергшийся насилию, избегает физических контактов с взрослыми, имеет застывший, испуганный взгляд, грустен, задумчив, замкнут.
Последствия физического насилия пагубно влияют на психику ребенка, рождают у него состояние страха и тревоги, могут проявляться в нарушении сна, плохом аппетите, в повышении агрессивности и импульсивном поведении (задиристость, драчливость, агрессивность). Дети начинают испытывать трудности в установлении доверительных отношений с взрослыми, не ждут поддержки, помощи, могут наблюдаться суицидальные попытки и желания.
2. Сексуальное насилие (развращение)
– вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его не насильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Обычно жертвами насилия становятся дети моложе 12 лет, но наиболее часто их возраст составляет 3-7 лет. В этом возрасте ребенок еще не понимает происходящего, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он не говорил никому о том, что произошло.
В случае, если насилие произошло, в поведении ребенка могут наблюдаться эмоциональные нарушения (тревога, боязливость, чувство вины, отвращения, отстраненность), гиперсексуальность, низкая самооценка. Вследствие сильных переживаний стыда и вины дети начинают относиться к себе с некоторым недовольством и презрением.
3. Психологическое (эмоциональное) насилие
– периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психологической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
- унижение и насмешки, вызывающие у ребенка негативные чувства по отношению к себе;
- угрозы бросить ребенка, манипулятивные игры: «Не любишь меня — уходи к другой маме», «Ты мне такой не нужен».
Некоторые формы эмоционального насилия бывает трудно распознать. Это такие формы проявления насилия, как
Изоляция:
— контроль над общением ребенка со сверстниками и взрослыми — социальная изоляция;
— обсуждение детей в их присутствии(ребенок как вещь);
— эмоциональная изоляция – отвержение (ребенка видят, но не слышат).
Использование «взрослых привилегий»:
У детей нет выбора и информации о проблемах, непосредственно их касающихся. Все решается за них взрослыми, будь то выбор одежды, летний отдых, переход в другую школу.
Угрозы:
Эмоциональные или физические угрозы (отдать в интернат, покончить с собой, заболеть и др.) Ребенка силой заставляют что-нибудь сделать. Такая форма насилия может встречаться и среди взрослых, когда применяются манипуляции своим болезненным состоянием или угрозой заболеть:«сделаешь так, я заболею» и т.д.
Использование детей:
Ребенка делают ответственными за проблемы взрослых. Сюда же относится использование детей с целью добиться чего-либо от других людей: визиты с ребенком к чиновникам, «дележ» ребенка между бывшими супругами и их родственниками.
Усмирение:
Запугивание ребенка взглядами, действиями, повреждением собственности ребенка. Использование своих физических преимуществ для установления контроля над ребенком. Установление преград (например, запирание в комнате – «успокоишься, выйдешь»).
На одном из видов насилия специалистам было предложено остановиться более подробно – это агрессия и насилие среди детей.
Специалисты, присутствующие на семинаре, совместно с тренером – психологом Анастасией Сбитней — разбирали статью Натальи Волхонской «Когда ангелы беспощадны».
Как пишет сама автор, родители могут не верить и говорить о том, что их ребенок тихий и спокойный и никого не тронет.Но такие ситуации встречаются, и могут в некоторых случаях отличаться сильнейшей жестокостью.
Как распознать зарождающиеся признаки детской жестокости и понять причины агрессии ребёнка?
Ответ на этот вопрос искали участники семинара совместно с тренером – психологом Кризисного центра — Анастасией Сбитней и автором статьи Натальей Волхонской.
К числу наиболее распространенных видов специалисты отнесли следующие:
– Третирование особо успешных учеников.
Чаще это является следствием конкурентных отношений в школе. Проигрыш в данном случае очень многие дети воспринимают близко к сердцу. Чтобы выплеснуть эти эмоции, дети пускают в ход насмешки, издевки, а то и демонстрацию силы, чтобы компенсировать неудачи в учебе.
— Проявление агрессии может быть вызвано сильными чувствами, с которыми не так легко справляются и взрослые. А ребенок старается сразу избавиться от негативных эмоций и не всегда приемлемыми способами.
Важно помнить, что дети, особенно маленькие, различают понятия «хорошо-плохо», «справедливо-несправедливо», но чувство справедливости детей и взрослых может различаться. То, что взрослым может казаться несущественным, может иметь большое значение для ребенка. В раннем возрасте все переживания сильнее, в этом возрасте ребенок четко различает «хорошее-плохое», без оттенков.
Поэтому в случаях агрессии и насилия среди детей важно разобраться в её причинах, простое блокирование агрессии может ни к чему не привести, а в некоторых случаях, наоборот, только усилить и усугубить ситуацию.
Что делать в таких случаях?
— важно учить детей справляться с чувствами, понимать их и оценивать свои поступки, чтобы спонтанная и неконтролируемая агрессия не переросла в осознанную жестокость;
— если ситуация уже произошла, важно выяснить, как вели себя участники конфликта, и здесь главное – не разоблачать, а добраться до начала конфликта. Выяснить, что послужило спусковым крючком, что его вызвало. В этом случае вы сможете успокоить ребенка, помочь ему оценить случившееся и понять самого себя.
И, конечно же, стоит избегать оценочных высказываний в адрес самого ребенка и его поведения. Важно, чтобы ребенок увидел оценку поступка, а не его самого.
Очень важно знать, как обезопасить детей от происходящего.
Обязательно нужно проводить беседы с детьми о том, как себя вести, чтобы не случилось беды. Изучить с ними правила: нельзя разговаривать с незнакомцами, входить одним в подъезд или лифт, ходить позднопо темным улицам, или возвращаться поздно одному, никого не предупредив.
Важно объяснить детям — для их же благополучия, что мир – это не только родители, бабушки, дедушки, друзья и заботливые воспитатели, но есть и зло, и люди, способные причинить вред.
По мнению всех участников семинара, необходимо формировать в общественном сознании понимание недопустимости жестокого обращения с детьми, ценности ответственного родительства и устойчивых моделей воспитания детей без применения насилия. Только правильное построение взаимоотношений с ребенком, правильная реакция на каждый его поступок сможет оградить общество от проявления детской агрессии и жестокости в детско-подростковой среде. Об этом необходимо говорить, обсуждать, выстраивать пути взаимодействия для создания в обществе комфортной и безопасной среды.