Дети и насилие: как распознать?

   В рамках акции «16 дней против насилия» психологами МАУ СО «Кризисный центр» г. Челябинска 26 ноября был организован и проведен обучающий семинар для специалистов, работающих с детьми и подростками, на тему «Дети и насилие».

    В семинаре приняли участие специалисты и психологи детского дома № 8, социального приюта «Возрождение», а также социально-реабилитационных центров Металлургического и Ленинского районов города Челябинска.

   Целью мероприятия стало изучение классификации типов, признаков насилия, их последствий для физического, эмоционального и психологического благополучия детей, а также предоставление информации о причинах детской агрессии и способах ее профилактики.

    Проблеме детского насилия посвящено немало работ, книг и исследований, однако мы по-прежнему сталкиваемся с ней, иногда с самыми ужасными её проявлениями. Существует несколько видов насилия: физическое, сексуальное и психическое (эмоциональное).

   1. Физическое насилие

   – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, действия, которые причиняют ребенку физическую боль и страдания, а также причинение ущерба развитию, здоровью и жизнедеятельности.

    В данную категорию относятся не только регулярные побои или телесные наказания с применением других предметов, но и пощечины – их тоже относят к физическому насилию.

   Ребенок, подвергшийся насилию, избегает физических контактов с взрослыми, имеет застывший, испуганный взгляд, грустен, задумчив, замкнут.

   Последствия физического насилия пагубно влияют на психику ребенка, рождают у него состояние страха и тревоги, могут проявляться в нарушении сна, плохом аппетите, в повышении агрессивности и импульсивном поведении (задиристость, драчливость, агрессивность). Дети начинают испытывать трудности в установлении доверительных отношений с взрослыми, не ждут поддержки, помощи, могут наблюдаться суицидальные попытки и желания.

   2. Сексуальное насилие (развращение)

   – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

    Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его не насильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

    Обычно жертвами насилия становятся дети моложе 12 лет, но наиболее часто их возраст составляет 3-7 лет. В этом возрасте ребенок еще не понимает происходящего, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он не говорил никому о том, что произошло.

   В случае, если насилие произошло, в поведении ребенка могут наблюдаться эмоциональные нарушения (тревога, боязливость, чувство вины, отвращения, отстраненность), гиперсексуальность, низкая самооценка. Вследствие сильных переживаний стыда и вины дети начинают относиться к себе с некоторым недовольством и презрением.

   3. Психологическое (эмоциональное) насилие

   – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

   К психологической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
  • унижение  и  насмешки, вызывающие  у  ребенка  негативные  чувства  по  отношению  к  себе;
  • угрозы  бросить  ребенка, манипулятивные  игры: «Не  любишь  меня — уходи  к  другой  маме», «Ты мне  такой не нужен».

    Некоторые формы эмоционального насилия бывает трудно распознать. Это такие формы проявления насилия, как

Изоляция:

— контроль  над  общением  ребенка  со  сверстниками  и  взрослыми — социальная  изоляция;

— обсуждение  детей  в  их  присутствии(ребенок  как  вещь);

— эмоциональная  изоляция – отвержение (ребенка  видят, но  не  слышат).

Использование   «взрослых  привилегий»:

    У детей нет  выбора и  информации  о  проблемах, непосредственно  их  касающихся. Все  решается  за  них взрослыми, будь то выбор одежды, летний отдых, переход в другую школу.

     Угрозы:

    Эмоциональные или  физические  угрозы (отдать  в  интернат, покончить  с  собой, заболеть  и  др.) Ребенка  силой  заставляют  что-нибудь  сделать. Такая форма насилия может встречаться и среди взрослых, когда применяются манипуляции своим болезненным состоянием или угрозой заболеть:«сделаешь так, я заболею» и т.д.

    Использование   детей:

    Ребенка  делают  ответственными  за  проблемы  взрослых. Сюда же относится использование  детей  с  целью  добиться  чего-либо  от  других  людей: визиты  с  ребенком  к  чиновникам, «дележ» ребенка между бывшими супругами и их родственниками.

    Усмирение:

    Запугивание  ребенка  взглядами, действиями, повреждением  собственности  ребенка. Использование  своих  физических  преимуществ  для установления контроля  над  ребенком. Установление преград (например, запирание в комнате – «успокоишься, выйдешь»).

    На одном из видов насилия специалистам было предложено остановиться  более подробно – это агрессия и насилие среди детей.

   Специалисты, присутствующие на семинаре, совместно с тренером – психологом Анастасией Сбитней — разбирали статью Натальи Волхонской «Когда ангелы беспощадны».

    Как пишет сама автор, родители могут не верить и говорить о том, что их ребенок тихий и спокойный и никого не тронет.Но такие ситуации встречаются, и могут в некоторых случаях отличаться сильнейшей жестокостью.

 

 

    Как распознать  зарождающиеся признаки детской жестокости и понять причины агрессии ребёнка? 

 

 

     Ответ на этот вопрос искали участники семинара совместно с тренером – психологом Кризисного центра — Анастасией Сбитней и автором статьи Натальей Волхонской.

     К числу наиболее распространенных видов специалисты отнесли следующие:

    – Третирование особо успешных учеников. 

     Чаще это является следствием конкурентных отношений в школе. Проигрыш в данном случае очень многие дети воспринимают близко к сердцу. Чтобы выплеснуть эти эмоции, дети пускают в ход насмешки, издевки, а то и демонстрацию силы, чтобы компенсировать неудачи в учебе.

    — Проявление агрессии может быть вызвано сильными чувствами, с которыми не так легко справляются и взрослые. А ребенок старается сразу избавиться от негативных эмоций и не всегда приемлемыми способами.

     Важно помнить, что дети, особенно маленькие, различают понятия «хорошо-плохо», «справедливо-несправедливо», но чувство справедливости детей и взрослых может различаться. То, что взрослым может казаться несущественным, может иметь большое значение для ребенка. В раннем возрасте все переживания сильнее,  в этом возрасте ребенок четко различает «хорошее-плохое», без оттенков.

   Поэтому в случаях агрессии и насилия среди детей важно разобраться в её причинах, простое блокирование агрессии может ни к чему не привести, а в некоторых случаях, наоборот, только усилить и усугубить ситуацию.

 

 

Что делать в таких случаях?

 

   —  важно учить детей справляться с чувствами, понимать их и оценивать свои поступки,  чтобы спонтанная и неконтролируемая агрессия не переросла в осознанную жестокость;

     — если ситуация уже произошла, важно выяснить, как вели себя участники конфликта, и здесь главное – не разоблачать, а добраться до начала конфликта. Выяснить, что послужило спусковым крючком, что его вызвало. В этом случае вы сможете успокоить ребенка, помочь ему оценить случившееся и понять самого себя.

     И, конечно же, стоит избегать оценочных высказываний в адрес самого ребенка и его поведения. Важно, чтобы ребенок увидел оценку поступка, а не его самого.

 

Очень важно знать, как обезопасить детей от происходящего.

 

     Обязательно нужно проводить беседы с детьми о том, как себя вести, чтобы не случилось беды. Изучить с ними правила: нельзя разговаривать с незнакомцами, входить одним в подъезд или лифт, ходить позднопо темным улицам, или возвращаться поздно одному, никого не предупредив.

     Важно объяснить детям — для их же благополучия, что мир – это не только родители, бабушки, дедушки, друзья и заботливые воспитатели, но есть и зло, и люди, способные причинить вред.

    По мнению всех участников семинара,  необходимо формировать в общественном сознании понимание недопустимости жестокого обращения с детьми, ценности ответственного родительства и устойчивых моделей воспитания детей без применения насилия. Только правильное построение взаимоотношений с ребенком, правильная реакция на каждый его поступок сможет оградить общество от проявления детской агрессии и жестокости в детско-подростковой среде. Об этом необходимо говорить, обсуждать, выстраивать пути взаимодействия для создания в обществе комфортной и безопасной среды.