В современных условиях значительная часть детей подвержены влиянию улицы. Иногда, улица – это почти единственный источник приобретения жизненного опыта ребёнком. Детей, которые предпочитают дому открытое небо над головой, живущих постоянно или периодически на улице называют «детьми улицы», беспризорными и безнадзорными. В статье мы рассмотрим причины и последствия жизни детей на улице, а также опишем роль социального педагога в борьбе с бродяжничеством, беспризорностью. Таким образом, статья будет полезна тем, кто уже занимается или хочет начать заниматься социальной работой, а также всем неравнодушным к проблеме «детей улиц».
«Дети улицы» — это лица, не достигшие 18 лет, не получающие системного воспитания дома, основным местом пребывания которых является улица.
Основными причинами формирования таких личностей является: потеря родителей в результате несчастного случая; отказ от ребенка; лишение родительских прав; жестокое обращение с ребенком в семье.
«Дети улицы», при живых родителях по стечению обстоятельств оказавшихся без их попечения, нередко называют социальными сиротами. Поэтому, можно говорить о проблеме «ничьих детей». Таких детей фактически некому искать, некуда деть, нечем помочь и защитить. Отсутствие должной заботы, внимания, интереса к потребностям формирующейся в семье личности ребёнка создают реальную угрозу его психическому, физическому и нравственному здоровью. Безнадзорность детей — первый шаг к беспризорности, социальной дезадаптации.К социальным последствиям детско-подростковой безнадзорности относятся:
· алкоголизация, наркомания, токсикомания несовершеннолетних;
· детская и подростковая преступность;
· нарушения психического и физического здоровья подрастающего поколения;
· рост венерических заболеваний;
· снижение возраста рожениц, рост числа абортов;
· детская смертность от внешних воздействий;
· потери образовательного потенциала;
· потери культурного потенциала.
Масштабы детской и подростковой преступности приняли размеры, угрожающие общественной безопасности в целом, а безнадзорность в этих условиях выступает благоприятной средой для ее развития.
Жизнь на улице побуждает детей к преступному поведению. Защитить их — значит спасти от негативного влияния неблагоприятной среды, жестокого обращения, насилия над ними, предупредить их преступное поведение, предоставить кров, обеспечить целесообразное воспитания и обучение, помочь в самоопределении в жизни. Этот комплекс проблем должен решать социальный работник, социальный педагог и другие специалисты. Их задача заключается в том, чтобы изъять ребенка с улицы и обустроить его либо в семью, либо под опеку, либо в государственное учреждение.
Роль социального педагога заключается в установлении контакта и мотивировании ребёнка на дальнейшую работу (1-4 недели), помощи ребёнку в ресоциализации – приобретении нового социального опыта (2-4 месяца) и осуществлении реабилитации, которая подразумевает внедрение нового социального опыта в повседневную жизнь.
В процессе социально-педагогической работы с ребенком собирается информация о том, что сделано и какие получены результаты. Полученная информация позволяет проследить ход выполнения программы индивидуальной работы, дать ей количественную и качественную оценку, фиксировать промежуточные результаты, выявить, какое влияние оказала она на судьбу каждого воспитанника.
Из выше сказанного видно, что проблема «детей улиц» несёт угрозу для общества и для каждого отдельного ребёнка, оказавшегося на улице, а современные условия часто способствуют развитию проблемы. Именно поэтому необходима борьба и профилактика данного социального феномена. В последующих статьях будет рассказано о том, каковы методы борьбы и предотвращения беспризорности, рассмотрен посильный вклад, который может внести каждый родитель, житель города и страны.
Латыпова Н.Т., психолог