Детские страхи. Информация для родителей

Страх – это одна из базовых эмоций, которую испытывает даже новорожденный малыш. Страх выполняет важную защитную функцию – сигнализирует об опасности. Но иногда грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим оказывается размытой, и страхи, в прямом и переносном смысле слова,мешают ребенку жить.

Условно страхи можно разделить на врожденные (возрастные) и приобретенные.

И.Е. Кулинцова отмечает, что на каждом из этапов своего развития дети испытываютстрахи, которые различны для разных возрастов:

  • от рождения до 6 месяцев малышей способен напугать любой громкий и неожиданный шум, любое быстрое движение со стороны другого человека, падение и потеря физической поддержки, опоры;
  • от 7 месяцев до года малыша пугают уже определенные громкие звуки (например, шум пылесоса), практически любые незнакомые люди, раздевание, одевание и смена обстановки, высота. Для многих малышей источником страха является отверстие стока в ванной и душе;
  • дети от 1 года до 2 лет могут бояться разлуки с родителями, незнакомых людей, травм, засыпания и самого сна из-за ожидания ночных кошмаров;
  • источником страхов детей до 3 лет являются отвержение со стороны родителей, незнакомые ровесники, смена обстановки, изменение порядка жизни. Помните об этом, отдавая своих малышей в садик: ваше категоричное поведение может привести к тому, что возрастной страх укрепится. Специалисты советуют определять детей в садик либо до 1,5 лет, либо после 3, поскольку период с 2 до 3 лет является во многом критическим и трудным для малышей. Кроме того, детей этого возраста пугают угрожающие и непонятные объекты большого размера — краны, большие машины;
  • дети с 3 до 4 лет начинают бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства. Именно в этом возрасте родители наконец-то решают, что их ребенок уже не так уж мал, чтобы спать рядом с родителями, и, выключив в комнате свет, покрепче закрывают дверь в детскую.Это очень тяжело переносится ребенком, так как именно в темноте он проецирует свои дневные страхи,которых у него, поверьте, немало;
  • в 6-7 лет апогея достигает страх смерти. Именно в этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства,появляется концепция жизни, он понимает,что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают,и это касается и его семьи. Кстати, именно в этом возрасте дети довольно часто переживают первую семейную утрату — постепенно уходит из жизни старшее поколение;
  • 7-8-летние дети боятся вызвать неодобрение со стороны родителей, не соответствовать их пожеланиям и ожиданиям;
  • дети с 8 лет больше всего боятся смерти родителей.

Возрастные страхи естественны и часто не требуют психологической коррекции.

Однако иногда ребенок как будто «застревает» в состоянии страха. Подобное состояние бывает весьма мучительным. Особенно подвержены страхам ранимые, чувствительные, впечатлительные дети.

Как же родители могут помочь ребенку преодолеть страхи и снизить уровень тревоги? И на что следует обратить внимание, если страх – постоянный спутник вашего ребенка?

  1. В чем точно нуждается ребенок, который боится, так это в эмоциональной поддержке взрослого. Не запрещайте ребенку бояться, не стыдите его за это. Лучше попробуйте повысить чувство уверенности ребенка в себе, дайте ему возможность чаще переживать успех,показывайте, какие у него есть возможности и способности, чтобы самостоятельно справляться с трудностями. Может оказаться полезным пересмотр применяемых методов воспитания – для этого оцените, что же преобладает – наказания или поощрения.
  2. Исключите запугивание как метод управления поведением ребенка. Это подрывает ощущение безопасности, а «воспитательный эффект» от запугивания весьма временный.
  3. Проанализируйте, не слишком ли вы опекаете своего ребенка. Вместо чувства защищенности и внутреннего комфорта малыш, которого излишне опекают, ощущает себя маленьким и слабым, а мир представляется ему грозным и враждебным, – иначе с чего бы взрослым дрожать над каждым его шагом?А поскольку с окружающим миром этот ребенок практически не знаком, место знаний занимают страшные фантазии.
  4. Дополнительные источники страхов – СМИ, мультфильмы, книги. Обращайте внимание на то, какую информацию получает ребенок, соответствует ли эта информация его возрасту. Если ребенку внезапно стали сниться кошмары, участником которых является герой телепрограммы или мультфильма, то исключите их из просмотра или замените их просмотр, например, совместным чтением или прогулкой.
  5. Т.Л. Шишова отмечает, что детские страхи нередко являются последствием конфликтов в семье. Взрослые зачастую об этом даже не подозревают, так как дети могут внешне ничем не выдавать своего беспокойства. Кажется, что их не волнуют ссоры родителей, – те кричат, ругаются, а ребенок преспокойно играет в своем уголке. Но в большинстве случаев отсутствие непосредственной реакции на конфликт не означает, что реакции не будет вовсе. Она просто выразится чуть позжеи в какой-то иной форме. Например, ребенок вдруг начнет заикаться, писаться по ночам или бояться темноты, одиночества, привидений и прочего.

Таким образом, одна из главных ролей в избавленииот страхов отводится понимающим родителям. Насколько мысможем помочь, пожалеть, успокоить малыша? Сможем ли мыумерить свои требования? Как он воспримет нашу поддержку?Сможем ли мы вернуть душевное равновесие? Необходимосоздать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: онибез стеснения могут рассказать нам обо всем, что их напугало.И они сделают это только в том случае, если не будут боятьсянас и почувствуют, что мы не осуждаем их, а понимаем.

Используемая литература:

  1. И.Е. Кулинцова «Коррекция детских страхов с помощью сказки». – ООО Издательство «Речь», 2008.
  2. Т.Л. Шишова «Страх мой – враг мой. Как помочь ребенку избавиться от страхов». – «Никея», 2012.
  3. А.И. Захаров «Происхождение детских неврозов и психотерапия». – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

Автор публикации — Кириллова Дарья Игоревна, психолог отделения консультирования и психологической практики Кризисного центра