Сегодня мы поговорим на тему домашнего насилия на Руси. Сейчас принято считать, что это явление у нас было нормой. Давайте остановимся на этом факте и подробнее вникнем в ключевые исторические моменты.
«Бьет – значит, любит» — кто только не слышал эту древнюю русскую поговорку!
Многими экспертами считается, что после принятия христианства женщину на Руси стали считать дьявольским соблазном, источником нечистых сил, поэтому держать ее предписывалось в строгости. И дело здесь не только в христианстве. В других религиях, культурах и народностях также дела обстояли не лучше.
По истечении нескольких веков, это понимание укоренялось, становилось традицией и нормой. Для очищения души супруги мужу рекомендовалось как можно чаще поучать ее и при этом бить. Мужья «учили» своих жен как им вздумается.
Однако со времен «Домостроя» эта сфера семейных отношений стала серьезно регулироваться. Напомним, «Домострой» — памятник русской литературы XVI века, сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру.
«Домострой»
Вопреки устоявшемуся всеобщему мнению, в сборнике поучений XVI века «Домострой» речь шла вовсе не о домашней тирании. В этом сборнике говорилось о необходимости жить друг с другом в любви и согласии.
Более того, автор книги стремился ограничить действия, совершавшиеся в процессе рукоприкладства: «Не гневатися ни жене на мужа ни мужу на жену а по всяку вину по уху ни по виденью не бити, ни под сердце кулаком ни пинком ни посохом не колоть никаким железным или деревяным не бить хто с серца или с кручины так бьет многи притчи от того бывают слепота и глухота и руку и ногу вывихнуть и перст и главоболие и зубная болезнь а у беременных жен и детем поврежение бывает во утробе а плетью с наказанием бережно бити, и разумно и болно и страшно и здорова а толко великая вина и кручинавата дело, и за великое, и за страшное ослушание, и небрежение, ино соимя рубашка плеткою вежливенко побить за руки держа по вине смотря».
Сейчас это кажется диким, что в сборнике правил подробно расписывается, как муж должен бить жену. Однако, попробуйте представить, какие нравы были до появления «Домостроя».
Женщинам стало позволительно жаловаться на мужей в суды. Эти дела суды передавали в ведении церкви, ведь брак заключался там.
Если жалоба подтверждалась, и женщину поддерживали родственники, то тирана могли побить кнутом или даже отправить в монастырь на время. Но и при этом, женщины подавали челобитную, чтобы ее супругу смягчили наказание.
Петровская эпоха
Во времена правления Петра I стал осуждаться сам факт семейного насилия. Один автор, живший в середине XVIII столетия, дает такую рекомендацию: «В вечную и непременную регулу положи сие: чтобы жены никогда не бить».
В этот период стали практиковаться разводы, происходившие из-за избиения жены мужем. Однако сам развод можно было получить только при серьезных телесных повреждениях.
В исторических документах нашли жалобы не только крестьянок, но и купчих, дворянок. Эти факты в который раз подтверждают истину – семейное насилие — это не удел низших сословий или неблагополучных семей, с этим может столкнуться любая женщина любого статуса и состояния.
Екатерина II ужесточила наказания за избиения. Семейных тиранов стали приговаривать не только к лишению прав состояния, но и к тюремному заключению.
В XIX веке за нанесение увечьев и причинение тяжкого вреда здоровью, мужа могли отправить даже на каторгу. Семейные побои официально считаются недопустимыми.
Так, в «Уложении о наказаниях» 1845 года говорится: «За жестокое обращение с женой, доказанное обстоятельствами, особенно в случае нанесения ей ран, муж, по жалобе супруги или ее родителей, подвергается наказаниям, определенным за тяжкие побои, раны или увечья. Сверх того, если он христианин, то он предается церковному покаянию по распоряжению духовного начальства».
Тогда возникает вопрос: почему, несмотря на эти прогрессивные шаги для того времени, женщины всегда страдали, терпели (как в те времена, так и в современном обществе)?
Некоторые стремятся сохранить отношения с мужем любой ценой, у других настолько занижена самооценка, что они не представляют, как они сами смогут заботиться о себе и детях. Кто-то боится радикальных перемен в жизни, ведь им теперь нужно будет нести ответственность самой за себя и детей. А кто-то запуган до смерти, не рассчитывая на помощь родственников, государства и т.д.
А может быть это все-таки вековые установки «бьет – значит любит»? Или установка, что у ребенка должна быть полная семья? А нужна ли ребенку такая семейная обстановка, ведь он живет в страхе? Стоит ли жизнь и здоровье детей такого испытания и неизгладимого впечатления? Это ведь повлияет на дальнейшую жизнь ребенка. Эту травму он привнесет с собой во взрослую жизнь.
Присоединяйтесь к акции «Челябинск против насилия», инициированной Кризисным центром.
В программе акции интернет-флешмоб «В доме семья и любовь». Необходимо разместить любую семейную фотографию на своей странице ВКонтакте с хештегами
#вдомесемьяилюбовь
#74противнасилия
#кризисныйцентр74
Автор — Богодухова Лариса Ахметовна, методист Кризисного центра