Когда поднимается тема о домашнем насилии, многие зачастую подразумевают физическую расправу. Чуть реже говорят о сексуальном и психологическом насилии в семье. Экономическому насилию практически не уделяется внимания. Однако именно оно становится ключевым фактором, мешающим избавиться от обидчика и начать самостоятельную жизнь.
Так что же понимается под экономическим насилием в семье? И где эта грань между этим самым насилием и рациональным, разумным (может раздельным) ведением семейного бюджета?
Само насильственное действие отличается от ненасильственного наличием преднамеренного умысла, применением собственного превосходства (физической силы, например), принуждения и невозможности пострадавшим избавиться от такого регулярного разрушающего взаимодействия.
Итак, когда в отношениях присутствуют элементы экономического насилия:
— один из партнеров намеренно ограничивает другого в потреблении материальных благ (угрозами, шантажом, запугиванием в применении физической силы и т.д.);
— один из партнеров оказывается в сложившейся ситуации недобровольно и никак не может изменить ситуацию (например, обман, принуждение, манипуляции).
Несколько типичных примеров из жизни российских сограждан.
- Женщина находится в декретном отпуске или в отпуске по уходу за ребенком. Ее супруг не только ограничивает ее в финансах, но и требует подробный отчет и обоснование трат.
- В семье только один из супругов вынужден оплачивать все коммунальные платежи, питание, одежду, лекарства, обучение детей и т.д. Второй супруг может, но отказывается вносить свою лепту в семейный бюджет и уклоняется от любых обязанностей.
- Муж не позволяет жене трудоустроиться, а затем упрекает ее в том, что она «сидит на шее»
- И т.д.
Конечно, речь здесь идет не о добровольном принятии ситуации обоих партнеров, а когда один из них вынужден или принужден мириться с происходящим.
Как избежать экономического насилия в семье?
- Не стесняться обсуждать бюджет, его использование в начале отношений
- Анализировать отношения с критической стороны, безэмоционально. Уметь разговаривать с партнером, обсуждать, озвучивать сомнения, аргументируя.
- Инвестировать деньги и время в собственное образование и обучение.
- Создать и поддерживать «финансовую подушку безопасности»
- Быть юридически грамотным. Знать какие социальные пособия и выплаты гарантирует государство. Ориентироваться в правовых нормах, регулирующие имущественные отношения в браке (можно бесплатно проконсультироваться у специалистов Кризисного центра)
- Изначально не соглашаться на передачу финансового контроля в руки одного партнера.
- Очень внимательно и критически относиться к кредитным обязательствам. Если один из партнеров оформляет все кредиты на себя – полностью ли он доверяет другому партнеру, рассчитывая на его поддержку?
- Всегда иметь план безопасности на случаи возможной потери нетрудоспособности, непредвиденного увольнения или сокращения на работе, развод или расставание, отказ от алиментов (имеется в виду, когда супруг/супруга скрываются) и т.п.
- Поддерживать родственные и дружеские связи. Зачастую экономическое насилие сопряжено с другими видами насилия в семье. Поэтому абьюзер (тот, кто совершает насилие) постепенно отсекает у жертвы дружеские и семейные связи, он заинтересован оставить ее в изоляции. Тем самым, жертва вынуждена рассчитывать и оставаться с агрессором.
Конечно, очень сложно при выстраивании отношений и создавая семью, начинать обсуждать бытовые и, особенно, финансовые вопросы. Многим как бы «стыдно» говорить об этом — ведь они так любят и доверяют друг другу. Однако, как показывает не только российская практика, именно такое вот «стыдно» изначально и формирует разрушающие установки в семьях.
Уважайте друг друга и будьте счастливы!
Присоединяйтесь к акции «Челябинск против насилия»!
В программе акции интернет – флешмоб «В доме семья и любовь». На своей странице ВКонтакте необходимо разместить любые семейные фото счастливых новогодних моментов с хештегами:
#вдомесемьяилюбовь
#74противнасилия
#кризисныйцентр74
Автор публикации — Богодухова Лариса Ахметовна, заведующий отделением организационно-методической работы