Ежегодно в Челябинске проводится межведомственная акция «Защита» с целью профилактики жестокого обращения с детьми. Когда мы говорим о жестокости, то чаще всего подразумеваем нанесение побоев детям. Однако побои — это наиболее явная и видимая форма жестокости по отношению к детям. Юридически она квалифицируется как физическое насилие. Но есть еще насилие эмоциональное, и это не только постоянные крики и оскорбления, которые обществом воспринимаются однозначно как жестокость. Есть у эмоциональной жестокости еще одно лицо – лицо вполне приличного родителя, не нарушающего социальных норм, только жизнь ребенка безрадостна, а порой невыносима. О таких формах родительской жестокости и хочется мне рассказать.
Отвержение, отказ в эмоциональном отклике, унижение, запугивание, изоляция, «торговля запретами» — это самые «мягкие» проявления жестокости.
Отвержение проявляется в демонстрации родителями неприязни к ребенку, он отказывается выполнять их просьбы, удовлетворять потребности. Неудовлетворение потребности ребенка в любви и принятии называется отказом в эмоциональном отклике. По сути, это пассивный отказ в теплых чувствах, излишняя холодность, игнорирование попыток ребенка наладить общение. Унижение — это оскорбление достоинства ребенка, высмеивание его и его способностей, употребление обидных прозвищ. Действие унижения усиливается, если происходит это в присутствии других людей. Запугиванием являются угрозы нанесения ущерба жизни и безопасности ребенка. Это обещания убить, побить, выгнать из дома. Изоляция – запрет на общение со сверстниками, на участие в мероприятиях семьи. Торговля запретами – следование новых запретов за невыполнением ребенком условий, правил, обязанностей, установленных родителями.
Ребенок — не бесчувственная кукла, поведение родителей рождает и закрепляет у него определенные чувства. Отверженный ребенок чувствует себя ненужным. И если он не нужен родителям, то миру и вовсе. Без теплых чувств родителей ребенок считает себя нелюбимым и не имеющим права на любовь других людей. Унижаемый ребенок теряет самоуважение, запугивание усиливает такое отношение к себе. Изолируемый ребенок убежден, что не имеет права на общение. А ребенок, которому придумывают новые запреты, начинает избегать инициативы и каких-либо действий. Ему страшно все: и делать, и не делать.
Последствия эмоциональной жестокости родителей по отношению к ребенку, так же, как и физической, имеют свои проявления. Прежде всего, это проявляется в замедлении физического, психического и общего развития ребенка. У детей дошкольного и младшего возраста – это сосание пальцев, монотонное раскачивание, энурез. У подростков – плохое самочувствие, психосоматические боли: головная боль, боли в животе, в области сердца. В поведении последствия эмоциональной жестокости проявляются либо эмоциональной невосприимчивостью, равнодушием, либо чрезмерной ранимостью, грустью или выраженной депрессией, замкнутостью в себе, задумчивостью или агрессивностью, неприспособленностью к жизни в социуме, «прилипчивостью» к любому взрослому, заниженной самооценкой и неспособностью к самоуважению.
Отношение родителей к ребенку формирует у него представление о себе. Для ребенка все, что бы ни делал родитель, нормально – родитель всегда прав. Слова и действия родителей ребенок принимает безоговорочно. Кого-то винить ему не приходит в голову. У него просто формируется представление: я плохой. И чем чаще родители прибегают к таким формам воспитания, тем сильнее ребенок понимает, что он хуже других, тем меньше у него сил воспротивиться этому, пожаловаться друзьям, обратиться за помощью к взрослым.
Негативные представления ребенка о себе оказывают влияние на его личность, поведение, здоровье. Они создают ребенку барьеры в общении с окружающими и, как следствие, возникают проблемы адаптации в обществе. Наиболее ярко эти проблемы проявляются в школьном обучении. Неудачи в школе еще раз доказывают ребенку, что он плохой (а может, являются причиной такого отношения родителей) и ребенок начинает избегать ситуаций оценки вообще, а в школе, особенно. Способы избегания самые разные – от лени до прогулов и полного отказа учиться.
Последствия жестокого обращения к ребенку еще раз доказывают, что здоровье, успешность и счастье ребенка зависят от родителей. Каждая семья использует свои привычные методы воспитания, о результате применения которых родители, как правило, не задумываются. А задуматься стоит.
Уважаемые родители! Ребенок — это не вещь, вам принадлежащая. Ребенок — это отдельная от вас личность. Он пришел в этот мир не опытным и всезнающим. Ожидать, что он будет учиться жизни, не совершая ошибок, неправильно. Наказывая ребенка за ошибки, вы не учите его справляться с проблемами, а учите бояться этих проблем, вас и самого себя. Используя как наказание нелюбовь, вы снижаете самооценку, лишаете самоуважения и убиваете в нем личность. Жить в нелюбви невыносимо. Детей это может подтолкнуть к депрессии, наркомании, алкоголизму и т.д.
Любите своих детей! Помните, что большую часть проступков ребенок совершает по незнанию, непониманию. Помогая ему понять, справиться, вы учите ребенка способам решения проблем. Взрослеющий человек, имеющий определенный набор этих способов, уверенный в том, что в случае неудачи родители поддержат его, не станет бежать от трудностей, он постарается справиться с ними. Именно так человек получает положительный опыт преодоления, уверенность в себе, становится успешным. Вы ведь таким хотите видеть своего ребенка?
Автор публикации: Гавриченко О.Н., заведующая отделением диагностики, консультирования и психологической практики