Если у ребенка СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

В настоящее время СДВГ считается одним из наиболее частых поведенческих расстройств у детей. Проявления данного синдрома определяются тремя основными симптомами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. Иными словами, ребенку с СДВГ свойственны повышенная двигательная активность, отвлекаемость, снижение концентрации внимания, несдержанность в словах, поступках и действиях. Такие дети забывчивы и рассеянны, не доводят до конца начатую работу или игру, не слушают, что им говорят, не могут организовать свою работу, избегают заданий, требующих усидчивости. Окружающим бывает очень непросто находиться рядом с таким ребенком.

Но не менее сложно и самому ребенку. Им постоянно недовольны родители и педагоги. Непредсказуемое поведение и школьная неуспеваемость часто становятся поводом для принуждения ребенка к послушанию, в том числе через наказание. В связи с чем, такому ребенку свойственна заниженная самооценка и чувство вины.

Каковы же причины данного синдрома? Современные авторы отмечают роль трех факторов в происхождении СДВГ: генетического, биологического (органическое повреждение головного мозга) и психосоциального.

СДВГ – медицинский диагноз, который может диагностировать только врач, он же назначает лечение. Ни педагог, ни психолог не вправе делать заключение о наличии или отсутствии СДВГ.

Данные современных исследований указывают на то, что данный синдром не является результатом неправильного воспитания и/или нарушенных отношений между родителем и ребенком. Тем не менее, особенности родительского воспитания, а также качество отношений между родителем и ребенком оказывают значительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, его социальную адаптацию. Изменив окружение ребенка, отношение к нему в семье и школе, можно повлиять на течение заболевания и значительно снизить влияние перинатальной патологии.

Итак, что же могут сделать родители?

  1. Уважайте ребенка и принимайте его безусловно. Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, за то, что он есть! Помните, ребенок не хочет ничего плохого, не делает что-либо вам назло. Он на самом деле не может сконцентрироваться и регулировать свою активность.
  2. Будьте реалистичны в ваших ожиданиях и требованиях. Изучите информацию об СДВГ. Ставьте перед ребенком задачи, соответствующие его способностям. Если у ребенка есть трудности в учебе, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие оценки по 2-3 основным.
  3. Исключите физические наказания. Основой ваших отношений с ребенком должно быть доверие, а не страх.
  4. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулка, сон должны соответствовать этому распорядку.
  5. В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Чаще хвалите его, подчеркивайте успехи. Это повысит самооценку ребенка, укрепит его уверенность в собственных силах. Чаще говорите «да», реже – «нет», «нельзя».
  6. Для минимизации перевозбуждения ребенка лучше исключить компьютерные игры, просмотр телевизора, реже бывать в больших скоплениях людей. Замените это на общение, чтение, совместные игры и домашние дела.
  7. Давайте ребенку возможность расходования избыточной энергии через физические занятия на свежем воздухе, прогулки, бег.
  8. Инструкции должны быть понятными для ребенка и очень короткими (желательно не более 10 слов). Прежде чем дать ребенку какое-то задание, установите контакт глаз, говорите, подчеркивая голосом все ключевые слова. Лучше давать такие задания, которые ребенок сможет полностью завершить за то время, которое он может удерживать внимание. Например, если внимания ребенка хватает на 10 мин, то пусть он за это время решит до конца одну задачу или прочитает полностью один параграф в учебнике. Затем стоит сменить деятельность.
  9. Для подкрепления желаемого поведения ребенка можно использовать жетонную систему поощрений, при которой за каждый хороший поступок ребенку выдается жетон (наклейка, картинка, магнитик…), а определенное их количество обменивается на сладость, игрушку или какое-то развлечение.
  10. Заведите вместе с ребенком дневник самоконтроля и отмечайте в нем успехи ребенка дома и в школе (выполнение домашних обязанностей, учеба в школе, выполнение домашних заданий и пр.).

Закончить хочется словами известной журналистки и писательницы Э.Бамбек: «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего её заслуживает».

Любите и поддерживайте своих детей!

Используемая литература:

  1. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. «Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь». Монография. – СПб.: Речь, 2007. – 186 с.
  2. «Поддержка и обучение родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» / О.Н. Боголюбова, М.В. Галимзянова, А.Н. Корнев, Е.А. Москвина, М.Б. Яковлева; под редакцией Р.Ж. Мухамедрахимова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. – 78 с.
  3. И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова «Непоседливый ребенок, или всё о гиперактивных детях». Издательство Института Психотерапии Москва, 2001.
  4. Е.В. Мурашова «Дети-тюфяки и дети-катастрофы. Гипердинамический и гиподинамический синдромы». – М.: Самокат, 2013. – 224 с.

Автор публикации — Кириллова Дарья Игоревна, психолог отделения консультирования и психологической практики Кризисного центра