Вы узнали, что ваш ребенок активно участвует в травле: бьет, оскорбляет или унижает своего одноклассника. И могут возникнуть очень неприятные чувства – вина, обида, гнев. Злость на себя, на ребенка, на учителя.
В этот момент происходит некое разрушение привычных представлений о себе как о хорошем, правильном родителе. Или просто не хочется верить, в произошедшее. И здесь важно не остаться в стадии отрицания: “такого не может быть”, “вы все придумываете”, “жертва сама виновата”, “какая травля — они просто поссорились”, а признать случившиеся, как факт.
Ведь для того, чтобы решить проблему, важно признать сам факт ее существования.
Главная задача на этом этапе – постараться максимально сохранять спокойствие и выяснить все детали произошедшего, желательно у нескольких участников событий. И выстраивать свои действия со взрослой, родительской позиции. «Да, произошла очень неприятная и достаточно болезненная ситуация, но у меня достаточно жизненного опыта, знаний и ресурсов, для того чтобы её решить. И здесь, действительно, бывает очень сложно вынести эти эмоции самостоятельно». В таком случае можно обратиться за поддержкой к своим близким, к специалисту.
Чего делать ни в коем случае нельзя?
– Ругать, кричать, наказывать, бить ремнем и т.д. Насилие не гасится насилием. Поступая таким образом, вы даете ребенку лишние подтверждения того, что проявлять агрессию по отношению к слабым — это нормально. И он не изменит своего поведения, просто травля станет более изворотливой и изощренной.
– Обвинять его во всем, стыдить, вызывать чувство вины, рассказывать о том, какой он плохой и неправильный. Это может только усугубить ситуацию и спровоцировать ребенка на еще большую агрессию.
– Пытаться вызвать жалость, сочувствие к жертве или “подружить” своего ребенка с ней.
Что нужно делать?
1.Озвучить ребенку: «То, что ТЫ делаешь – насилие и это – недопустимо». Ребенок не всегда видит и понимает, насколько его действия травмируют другого, он может расценивать это как игру, шутку, личную неприязнь. Предложите ребенку представить себя на месте того, кого он (вместе с одноклассниками) травит – понимает ли он, что чувствует одноклассник—жертва в результате его действий.
2. Спокойно и без обвинений, поговорить с ребенком, узнать его видение, мнение. Постараться разобраться в том, что подтолкнуло на подобное поведение.
Может быть ребенок не чувствует себя важным и значимым и пытается самоутвердиться за счёт других. Или он чего-то боится, или пытается таким образом привлечь к себе внимание. Или испытывает сильный стресс, неуверенность, давление по отношению к самому себе и пытается таким образом справиться с ситуацией.
Важно понимать, что с ним происходит и, по возможности, изменить ситуацию, помочь понять, как можно удовлетворить свои потребности иначе, не прибегая к насилию. Обеспечить ему поддержку в его поведениях и действиях, не связанных с агрессией. А также помочь почувствовать свою важность и значимость, вне зависимости от его конкретных успехов и достижений.
3. Разделять личность самого ребенка и его поведение. “Я люблю тебя и готова тебя поддержать, но не готова поддерживать твое поведение, нельзя причинять боль и обижать тех, кто слабее”.
4. Ставить перед ребенком посильную задачу. “Ты имеешь полное право не любить своего одноклассника, он может тебе не нравиться, но ты не должен его обижать или бить”.
Проблема буллинга, это – не проблема конкретного ребенка, а проблема всей группы в целом. Как правило, вовлечены все дети группы: есть объект травли, агрессор, присоединившиеся к нему, свидетели, могут найтись и защитники. И здесь нет победителей и проигравших, страдают все.
Поэтому, помимо действий внутри семьи, будет очень важным и полезным обратиться ко всем остальным заинтересованным лицам. К родителям других детей, к классному руководителю. И совместными усилиями, идти к общей цели – выстраиванию благоприятного психологического климата в группе, который будет способствовать обучению и развитию школьников.
Автор публикации — Мишина Л.А, психолог Кризисного центра
Присоединяйтесь к акции «Челябинск против насилия»!
В программе акции интернет – флешмоб «В доме семья и любовь». На своей странице ВКонтакте необходимо разместить любые семейные фотографии с хештегами:
#вдомесемьяилюбовь
#74противнасилия
#кризисныйцентр74