О бунтарях, максималистах, ранимых и непонятных, НО … очень любимых наших детях-подросткахпойдет сегодня разговор с заведующей отделением консультирования, диагностики и психологической практики МБУ СО «Кризисный центр» — Натальей Дунюшкиной.
Подросток… Казалось бы, удивительное, прекрасное время: пора взросления, познание мира, себя и всех вокруг. Ан нет. С наступлением этой прекрасной поры жизнь ставит перед нами задачи, требующие немедленного решения. Почему немедленного? Да потому что крайне важно — не упустить своего ребёнка на этом ответственном и важном этапе, помочь ему выбрать единственно верный путь – научиться жить со смыслом.
Мы решили опубликовать серию статей про наших любимых, ранимых, физически выросших, с непонятными порой нам поступками, с изменившимся поведением, с неосознаваемым отношением к нам – взрослым и ксвоим сверстникам – о наших детях-подростках.
Наталья Дунюшктна — заведующая отделением консультирования, диагностики и психологической практики:
Ребенок для своих родителей – самый близкий и дорогой человек, которого хочется защищать, оберегать, воспитывать и быть все время рядом. Но в жизни каждой семьи наступает такой момент, когда ребенок вдруг начинает отдаляться от родителей и становится не таким послушным, понятным и простым, как это было раньше.
Что же отличает подростка?
— желание бунтовать;
— максимализм, который выражается в желании делать все в полном объеме: в мире подростка нет полутонов;
— опрометчивость и импульсивность поступков, гигантское упрямство и желание делать то, что пришло в голову, и делать это немедленно;
— непреодолимое желание познавать мир любым путем;
— смещение границ общения, подросток общается со всеми, кто встретится у него на пути, но при этом может не испытывать к ним доверия;
— наличие секретной информации, которой подросток не делится.
В подростковом возрасте, у девушек это наблюдается ближе к 14, у молодых людей — к 16 годам, желание покорить мир трансформируется в потребность изучения себя изнутри. Это интимный процесс. Родителям кажется, что ребенка подменили, его интересы становятся непонятными, он чаще всего не хочет учиться. Разговаривает не так, как хотелось бы, происходит бунт, с которым непонятно, что делать. Внешние проявления бунтарского поведения зависят от склада личности, они разнообразны, иногда страшны и новы для родителей. Подросток изучает себя, вступая в фазу полового созревания и развития сексуальности. На этом фоне интерес к учебе может приостановиться или вообще исчезнуть, может поменяться направление интересов или появится новое увлечение, совсем неожиданное. Отказ учиться возникает чаще всего при обучении, которое не соответствует возможностям ребенка, что приводит к отсутствию радости от процесса. Неуспехи тщательно скрываются от родителей, особенно если те настроены воинственно, ругают за «тройки» и даже «четверки», не говоря уже о «двойках». Попросить помощи в этой ситуации не хватает удали, и начинаются прогулы, обман, болезни и отказ от учебы. А ведь это все легко исправить в самом начале, стоит только внимательно относиться к настроению ребенка.
Настроение – индикатор душевного состояния подростков. Порой возникают подростковые депрессии. Их основные признаки: замедление процессов – тяжелее думать, учиться, иногда даже двигаться. Соответственно, страдает учеба. Возникают мысли о никчемности своего существования, раз ничего не получается, и даже нежелание жить.
В этот период велика угроза присоединения к так называемым подростковым группировкам, в которых легче пережить это время.
Подросток в период изучения самого себя нуждается в крайнем уважении своих ощущений – тут взрослым надо проявить искусство быть тактичными, мудрыми, справедливыми и чуткими. Нужно быть рядом, но не «душить в объятиях», доверять, не оценивать, не унижать, не насмехаться. Доверие подростка можно потерять навсегда.
Как помочь ребенку в этом сложном возрасте?
— наблюдать, изучать его характер, чувства, эмоции, слушать и слышать его желания;
— не оценивать, не осуждать, не настаивать на своем мнении;
— в семье должны быть такие взаимоотношения, чтобы была видна четкая роль каждого;
— то, что заявляют и говорят родители, не должно расходиться с тем, что они делают;
— любая просьба родителей должна вести к определенной понятной цели;
— замечать изменения в своем ребенке, радоваться и гордиться им;
— следует быть эмоционально чуткими и очень терпимыми к своему ребенку;
— разрешать детям чувствовать эмоции, которые они испытывают, и обучать адекватному их выражению.
Можно злиться, если есть гнев в душе. Можно и нужно плакать и говорить о том, что болит душа или есть обида на что-то, не опровергать это, не защищаться, а принимать меры, искать возможности изменить ситуацию.
Если мы правильно формируем отношение к своему ребенку – принимаем его таким, каков он есть, развиваем его природные качества, а не реализуем свои амбиции, соблюдаем его темп и интересуемся его жизнью, если ДОМ для ребенка – это место, где ему уютно и безопасно, ребенок не захочет этот дом покинуть.
МНЕНИЕ:
Людмила Петрановская: Доверяйте себе, своему опыту, интуиции, родительским чувствам. Никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы. Никто не может сделать для него больше, чем вы. И даже если в какой-то момент вам начнет казаться, что вы никуда не годная мать (отец), просто посмотрите в глаза вашего ребенка. Там вы увидите себя – самого любимого, самого лучшего Родителя на свете. Это вы и есть.