Формирование типа привязанности у ребенка, влияние родителей, последствия

3 года — маленький срок. Но именно за 3 первых года жизни родитель формирует у ребенка то, что будет влиять на будущее личности. В этой статье речь пойдет о таком психологическом феномене, как «тип привязанности».

Итак, что это такое и почему в процессе его формирования так важен родитель.

  • Тип привязанности – определенная модель взаимодействия человека с другими людьми. То, какие эмоции и чувства личность испытывает в этом взаимодействии, считает ли он общение с другими людьми безопасным или тревожным. Все это влияет на конкретное поведение человека и особенное понимание им отношений как романтических, так и дружеских.
  • Родитель. Важно отметить, что мы говорим не о биологическом родителе, а о человеке, который осуществляет большую часть воспитания ребенка и ухода за ним. Автор теории привязанности Джон Боулби называет этого человека «значимым взрослым». Именно такой значимый взрослый играет определяющую роль.

На картинках наглядно отражено, какие действия родителя какой тип привязанности формирует.

В первую очередь нужно обозначить НАДЕЖНЫЙ тип привязанности. Он формируется у детей, которые смогли испытать всю прелесть любви: родительское тепло, ласка, чувство безопасности в их компании, безусловная забота. Значимый взрослый всегда отзывался на крик о помощи, он поддерживал ребенка, учитывал его мнение и ясно давал понять — я рядом. Став взрослым, такой ребенок не будет испытывать страх, что его могут отвергнуть, предать, бросить в опасности. Такой взрослый не боится проявлять любовь, быть искренним, показывать свою слабость, он принимает свои чувства. Это способствует развитию коммуникационных навыков человека, его умению строить прочные, доверительные и гармоничные отношения с другими людьми.

Важно отметить, что все остальные типы привязанности относятся к НЕНАДЕЖНЫМ. Они формируются у детей, чей значимый взрослый (далее родитель) был непредсказуем, отстранен, пренебрежителен или даже жесток.

ТРЕВОЖНЫЙ тип привязанности формируется, когда родитель не был отзывчивым, он мог не откликаться на плач ребенка, не удовлетворять его базовые потребности. С ним у ребенка не складывалось знание о том, что, в случае опасности к нему придут, ему помогут, его спасут. Главный страх такого повзрослевшего ребенка – одиночество, непонимание, непринятие. Дружеские и романтические отношения для него страшны, так как он будет опасаться их разрыва.

ИЗБЕГАЮЩИЙ тип привязанности формируется у детей, чей родитель был холодным и пренебрежительным, он мог выполнять родительские функции, но делал это безучастно и «по необходимости», без теплого и принимающего физического контакта: поглаживание, поцелуи, объятия.  Повзрослев, такой ребенок не умеет проявлять свои чувства и эмоции или прячет их, чувствуя себя некомфортно в близких и доверительных отношениях: дружеских и романтических.

Люди с ТРЕВОЖНО–ИЗБЕГАЮЩИМ типом привязанности могут быть подвергнуты в детстве физическому, психологическому или даже сексуальному насилию. С одной стороны, ребенок желает родительской любви и внимания, с другой стороны он испытывает страх быть отвергнутым или травмированным. Повзрослев, человек имеет неуверенность в себе, склонен к тревожным состояниям, желает эмоциональной связи с другим человеком, но может сам его отталкивать, боясь этой связи.

Безусловным выводом является то, что каждый родитель должен стараться быть для своего ребенка отзывчивым, принимающим, помогающим, безопасным взрослым. Даже если вашему ребенку уже больше трех лет, никогда не поздно наладить модель вашего взаимодействия. Общайтесь с ним, обнимайтесь, хвалите его за достижения, помогайте решать его проблемы, чтобы он знал, что родитель его любит и с ним он в безопасности.

      Автор публикации Юлия Бакрушева, психолог Кризисного центра