Гиперопека – сложное слово, но простое значение.
Если говорить понятно, то это избыточное беспокойство о ребенке. Избыточное – это значит, что его чересчур много. Да, детям необходимы контроль, внимание и помощь со стороны родителя. С этим никто не может спорить. Но «много» в этом случае не значит «хорошо» и «полезно». Давайте же разберемся в этой статье, какие стратегии воспитания помогают ребенку гармонично развиваться, а какие в перспективе могут негативно на него повлиять.
Приведем еще одно простое определение для сложного слова «гиперопека» — «тепличные» условия взросления для ребенка.
А теперь подробно. Родитель может воспринимать ребенка как самое ценное и вместе с тем уязвимое, бессильное, нежное, зависимое от обстоятельств существо. А мир вокруг него наполнен опасностями и непосильными ему трудностями, с которыми он самостоятельно точно не сможет справиться. При таком мышлении родитель начинает активно включаться в жизнь ребенка, оказывая ему помощь даже при самой незначительной сложности.
Интересно, что форма этого включения может быть разной. Это либо «командование» ребенком, то есть предоставление точной инструкции действий к любой ситуации, что лишает его возможности самостоятельного анализа сложившихся обстоятельств и разработки индивидуальной стратегии действий. Либо это отстранение ребенка от «сложной» ситуации. В таком случае родитель как бы говорит ему: «Я сам за тебя решу, сделаю, отвечу, а ты просто наблюдай».
Оба описанных варианта действий взрослого безусловно имеют место быть, если ребенок объективно не смог бы самостоятельно справиться со сложившейся ситуацией. Но, если родитель всегда и везде забирает у малыша всю самостоятельность и ответственность решения, то это уже можно классифицировать как гиперопеку. Рассматривая этот феномен, в голову приходит образ из всем известной сказки «Красавица и чудовище», где была роза в банке. В нашем случае роза – это ребенок, банка – это стиль воспитания родителя, чудовище – это родитель, который держит этот цветок закрытым от внешнего мира со всеми его сложностями и радостями.
Если с родителями стало понятно, то теперь нужно прояснить для дорого читателя: а что же будет с ребенком, чье детство проходило под сковывающим воспитательным взором взрослого? Это достаточно просто объяснить. Не давай ребенку книги, и он не научиться читать, не сади его на велосипед, и он не будет уметь на нем кататься, не давай ребенку делать что-то самостоятельно, и он не сможет принимать решения сам.
❗К списку вреда гиперопеки для ребенка обычно включают: торможение развития самостоятельности, саморегуляции поведения, самоконтроля, целеустремленности, решительности, низкая самооценка, проблемы во взаимоотношениях с другими людьми и так далее и тому подобное.
Во взрослом возрасте это может выглядеть так.
🔔 Человек не может найти себя в жизни, не знает, чего он сам хочет, так как за него все решали родители.
🔔 Он не может самостоятельно справляться с проблемами.
🔔 Он может считать, что все ему обязаны, так как родители все для него делали.
🔔 Он не может отстаивать собственную позицию в споре (возможно он и не знает эту позицию).
🔔 Он не может доводить дело до конца, так как раньше ему помогали родители.
Не сильно привлекательная перспектива, так ведь? Чтобы этого избежать, важно уметь отслеживать в себе неблагоприятные родительские установки. Поэтому в завершении этой статьи я предлагаю вам пройти мини-тест. Инструкция проста: прочитать 10 признаков проявления гиперопеки и посчитать, сколько из них у вас есть. После подсчета обратитесь к следующим критериям:
— при наличии от 0 до 3 признаков вероятность наличия гиперопеки низкая;
— при наличии от 4 до 7 признаков вероятность наличия гиперопеки средняя;
— при наличии от 8 до 10 признаков вероятность наличия гиперопеки высокая.
❗В случае, если вы выявили у себя высокую вероятность наличия гиперопеки как неконструктивного стиля воспитания, советуем обратиться к семейному психологу для более точного анализа вашей ситуации.
Признаки:
➖ Даже если ребенок не просит, я всегда пытаюсь ему помочь в том или ином деле
➖ Если у ребенка что-то не получается и он начинает плакать, я сразу доделываю это за него, чтобы он сильно не расстраивался
➖ Если ребенок не хочет что-то делать, я его не заставляю. Нет так нет
➖ Я контролирую увлечения ребенка, ведь я лучше знаю, что у него лучше получится
➖ Все самое лучше достается моему ребенку, даже если я жертвую собой в этом случае. Например, лучший кусок пирога отдаю ребенку
➖ Я всегда переживаю, когда мой ребенок не находится рядом со мной
➖ Я самостоятельно решаю проблемы моего ребенка, так не хочу, чтобы последствия каких-либо его действий навредили ему
➖ Я не люблю ждать, когда ребенок что-то делает медленно. Мне проще сделать за него
➖ Я все-все помогаю делать своему ребенку, ведь он еще такой хрупкий и слабый
➖ Мне кажется, что мой ребенок мне совсем не благодарен за все, что я ради него делаю.
Автор публикации Бакрушева Юлия, психолог Кризисного центра