Дети с малых лет имеют доступ к интернету и активно им пользуются. Ответ на вопрос из заголовка статьи следует рассматривать как совокупность ответов на несколько других вопросов:
1. Что ваш ребёнок получает в интернете и что отдаёт? Что для него важно? В сети подросток находит полезное для себя: информацию, знакомства, отдых. При этом что-то отдаёт: время, деньги, знания и др. Категории получаемого и отдаваемого могут совпадать. Например, в общении человек получает собеседника, в тот же момент является собеседником для кого-то. Родителю очень важно быть в контакте с ребёнком, чтобы понимать, что для него ценно, важно, значимо в конкретный момент времени. Возможно, сегодня 2 часа прослушивания музыки в «инете» сослужат ему лучшую службу, чем 2 часа у репетитора.
2. Зависим ли ваш ребёнок от интернета? Переписка в соцсети или живое общение, диагноз на основании загугленных симптомов или консультация врача, просмотр фильма за экраном монитора или поход семьёй в кинотеатр… Реальность, в которой вы находитесь, накладывает отпечаток на содержание, форму и восприятие информации. Важно, чтобы ребёнок обладал свободой переключения между виртуальной реальностью (интернетом) и настоящей реальностью. Чувствовал возможность выбора между тем, где сейчас он получит то, что ему необходимо. Интернет наносит вред личности, если человек утрачивает свободу выбора между реальностью и интернетом, становится зависимым от сети.
3. Безопасна ли для вашего ребёнка информация, поступающая из интернета? Она может быть опасной еще до усвоения. Что вы как родитель можете сделать, чтобы защитить подростка от потенциально опасных для него данных:
– провести беседу по поводу многообразия материала в интернет-пространстве, а отсюда и необходимости проверки его достоверности/ первоисточника;
– на личном примере показать способы фильтрации информации (например, отсутствие сохранённых в браузерах паролей, личных данных в соцсетях);
– познакомить школьника с антивирусами, проверенными годами информационными ресурсами, надёжными защищёнными браузерами. Все эти меры ограждают хотя бы от части опасных данных во Всемирной паутине;
– проговорить, что в случае подозрений в надёжности интернет-источника, информации всегда можно обратиться к вам за поддержкой/советом (полезным и надёжным с вами также можно делиться).
Информация может быть опасна для ребёнка уже после поступления к нему, после её усвоения. Например, сведения о том, чем питается животное: один ребёнок использует их для того, что б накормить зверька, а другой – чтобы заманить его в ловушку. На то, как подросток распорядится информацией, влияет:
– его система ценностей;
– психоэмоциональное состояние в конкретный момент времени и его психическое здоровье в целом.
Очень важно слушать и слышать своего ребёнка, что он говорит о своём состоянии (физическом и эмоциональном), о своих чувствах и не обесценивать эту информацию. В случае если ребёнок говорит о том, что нуждается в консультации специалиста (психолога, психиатра, кого-либо еще), дайте ему возможность получить необходимую помощь!
P.S. Оказать вам необходимую психологическую поддержку, помочь понять и почувствовать состояние и потребности ребёнка (или указать на необходимость обращения к другому специалисту) могут психологи Кризисного центра.
8-800-2000-122 – Единая линия детского телефона доверия для детей подростков, а также родителей по вопросам детско-родительских отношений.
* В статье речь идёт о подростках 13-15 лет
Автор публикации — Ромашков Евгений, психолог Кризисного центра
Кризисный центр в рамках празднования Международного дня Детского телефона доверия приглашает к участию в социальной акции «ЛИНИЯ ДОВЕРИЯ».
https://vk.com/crisiscenter74?w=wall-49100903_3904
#доверяемвместе74
#детскийтд
#кризисныйцентр74
Не оставайтесь равнодушными — присоединяйтесь к «ЛИНИИ ДОВЕРИЯ»!