Всем известно, что итоговые экзамены волнительный момент не только для самих выпускников, но и для их родителей. С приближением даты экзамена старшеклассники все явственней ощущают весть груз ответственности за свое будущее, который возложен на их плечи. Основная задача данного периода — это умелая реорганизация собственной деятельности так, чтобы показать наиболее успешные результаты своего обучения.
Сложившаяся ситуация требует полной мобилизации личностных и интеллектуальных ресурсов, в этот момент подростки наиболее остро начинают ощущать тревогу, они боятся не оправдать свои собственные ожидания и надежды родителей. Для родителей ситуация выхода ребенка на итоговую аттестацию также остается стрессовой, тревожные переживания, как правило, связанны с беспокойством о бедующем детей, т.к. результаты экзаменационных работ во многом будут определять варианты форм и видов дальнейшего обучения подростка.
При этом следует отдельно отметить значимость момента выпускных экзаменов не только для детей и их родителей, но и для педагогического состава школы. Показатель сдачи выпускниками итоговой аттестации является и индикатором качества образования в учебном заведении, а соответственно и определяет уровень профессионализма педагогов.
Для того что бы ситуация итоговой аттестации старшеклассников не переросла в глобальный стресс для всех участников образовательного процесса, важно, чтобы и родители, и учителя выпускников придерживались в своем поведении стратегии поддержки и помощи подростку, не превращая школьный экзамен в главное событие всей его жизни.
А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова, Л.А. Китаев-Смык и др. выделяют ряд основных затруднительных моментов, с которыми может столкнуться ребенок в процессе подготовки и сдачи экзамена[1,2,3,4,5]. Наиболее часто подростки сталкиваются с затруднениями, связанными с познавательными и личностными особенностями. У подростков зачастую формируется отношение к результатам экзамена как к сверх значимым, практика показывает — такие установки берут свои корни из семьи и отношения родителей к важности момента выпускных экзаменов у ребенка. Для преодоления затруднений такого типа, важно дома создавать обстановку, в которой старшеклассник сможет готовится к экзаменам, имея все необходимые условия для целенаправленной учебной деятельности. Также при общении с ребенком следует избежать негативных или жестких установок на определенные результаты экзамена, так как это может вызвать соответствующее эмоциональное состояние у подростка, которое в последствии может спровоцировать повышение уровня тревожности и, как следствие, затруднения в процессе выполнения заданий итоговой аттестации.
Родителям необходимо оказать поддержку ребенку не только в момент сдачи экзаменов, но на подготовительном этапе. Особенность данной поддержки заключается в формировании у подростка уверенности в том, что при не успешной или недостаточно успешной сдаче экзаменов у него все равно остается выбор. Основной задачей родителей на данном этапе является создание комфортных, эмоционально благоприятных условий для ребенка, а также предоставление информации об альтернативах получения профессионального образования с учетом любых результатов экзаменов. Именно такая стратегия поведения родителей может способствовать наиболее успешному преодолению экзаменационного стресса у ребенка, позволяя ему эффективно реализовать свой интеллектуальный и личностный потенциал.
В связи с выше изложенным, предлагается ряд рекомендаций по преодолению стресса перед экзаменом.
- Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
- Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
- Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
- Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
- Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
- Многие считают — для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
На экзамене:
- Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
- Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
- Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
- Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
Литература:
- Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. – М.: МГУ, 1985. – 287 с.
- Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. – М.: МГУ, 1985. – 287 с.
- Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М., МГУ, 1993.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. – М.: Наука, 1981. – 278 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Наука, 1979. – 292 с.
психолог, Екатерина Мишкина