Итоговые аттестационные экзамены – стресс для всех участников образовательного процесса.

Всем известно, что итоговые экзамены волнительный момент не только для самих выпускников, но и для их родителей. С приближением даты экзамена старшеклассники все явственней ощущают весть груз ответственности за свое будущее, который возложен на их плечи. Основная задача данного периода — это умелая реорганизация собственной деятельности так, чтобы 77551показать наиболее успешные результаты своего обучения.

Сложившаяся ситуация требует полной мобилизации личностных и интеллектуальных ресурсов, в этот момент подростки наиболее остро начинают ощущать тревогу, они боятся не оправдать свои собственные ожидания и надежды родителей. Для родителей ситуация выхода ребенка на итоговую аттестацию также остается стрессовой, тревожные переживания, как правило, связанны с беспокойством о бедующем детей, т.к. результаты экзаменационных работ во многом будут определять варианты форм и видов дальнейшего обучения подростка.

При этом следует отдельно отметить значимость момента выпускных экзаменов не только для детей и их родителей, но и для педагогического состава школы. Показатель сдачи выпускниками итоговой аттестации является и индикатором качества образования в учебном заведении, а соответственно и определяет уровень профессионализма педагогов.

file64anzhwpzrk17usgsn3k_800_480Для того что бы ситуация итоговой аттестации старшеклассников не переросла в глобальный стресс для всех участников образовательного процесса, важно, чтобы и родители, и учителя выпускников придерживались в своем поведении стратегии поддержки и помощи подростку, не превращая школьный экзамен в главное событие всей его жизни.

А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова, Л.А. Китаев-Смык и др. выделяют ряд основных затруднительных моментов, с которыми может столкнуться ребенок в процессе подготовки и сдачи экзамена[1,2,3,4,5]. Наиболее часто подростки сталкиваются с затруднениями, связанными с познавательными и личностными особенностями. У подростков зачастую формируется отношение к результатам экзамена как к сверх значимым, практика показывает — такие установки берут свои корни из семьи и отношения родителей к важности момента выпускных экзаменов у ребенка. Для преодоления затруднений такого типа, важно дома создавать обстановку, в которой старшеклассник сможет готовится к экзаменам, имея все необходимые условия для целенаправленной учебной деятельности. Также при общении с ребенком следует избежать негативных или жестких установок на определенные результаты экзамена, так как это может вызвать соответствующее эмоциональное состояние у подростка, которое в последствии может спровоцировать повышение уровня тревожности и, как следствие, затруднения в процессе выполнения заданий итоговой аттестации.

Родителям необходимо оказать поддержку ребенку не только в момент сдачи экзаменов, но на подготовительном этапе. Особенность данной поддержки заключается в формировании у подростка уверенности в том, что при не успешной или недостаточно успешной _________сдаче экзаменов у него все равно остается выбор. Основной задачей родителей на данном этапе является создание комфортных, эмоционально благоприятных условий для ребенка, а также предоставление информации об альтернативах получения профессионального образования с учетом любых результатов экзаменов. Именно такая стратегия поведения родителей может способствовать наиболее успешному преодолению экзаменационного стресса у ребенка, позволяя ему эффективно реализовать свой интеллектуальный и личностный потенциал.

В связи с выше изложенным, предлагается ряд рекомендаций по преодолению стресса перед экзаменом.

  1. Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  2. Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
  3. Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  4. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  5. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
  6. Многие считают — для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. chto-neobhodimo-znat-kazhdomu-inostrannomu-studentu-2Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

 

 

На экзамене:

  1. Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
  2. Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
  3. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
  4. Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Литература:

  1. Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. – М.: МГУ, 1985. – 287 с.
  2. Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. – М.: МГУ, 1985. – 287 с.
  3. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М., МГУ, 1993.
  4. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. – М.: Наука, 1981. – 278 с.
  5. Селье Г. Стресс без дистресса. –  М.: Наука, 1979. – 292 с.

психолог, Екатерина Мишкина