К доске пойдет…

Как часто в жизни мы сталкиваемся со страхом публичных выступлений? Этот вопрос, так или иначе, касается большого количества людей, в разных профессиональных сферах. 

Даже для взрослого человека оказаться в такой ситуации — непростая задача, вызывающая тревожность или страх. Но не стоит забывать, что с такими проблемами сталкиваются как взрослые, так и дети. И последние гораздо чаще, чем может показаться на первый взгляд. 

Каждый школьник сталкивается с необходимостью  отвечать у доски перед всем классом. Такое обстоятельство ежедневно становится настоящей проблемой для многих детей.  Вспотевшие ладошки, усиленное сердцебиение, тошнота, нехватка воздуха и головокружения являются только верхушкой айсберга. Наверняка многим родителями знакома ситуация, в которой на протяжении всего вечера ребенок упорно учит стихотворение, а на следующий день проносит за него двойку. Казалось бы, стих выучен, что пошло не так? Чаще всего, в такой ситуации при попытке ответить перед публикой (в нашем случае одноклассниках), ребенок настолько поддается тревоге, что не может произнести и слова или вообще забывает текст, который упорно учил весь вечер.

Ниже, в нашей статье, мы рассмотрим самые частые причины такой реакции и составим список рекомендаций для родителей, которые помогут им поддержать свое чадо, а детям справиться с этим состоянием.

         Причинами могут являться:

  • Страх осуждения одноклассников
  • Посредственное знание излагаемого материала
  • Боязнь столкнуться с неудачей, получить плохую оценку
  • Страх перед определенным учителем, его осуждения
  • Личные особенности ребенка (стеснительность, повышенный уровень тревожности)
  • Речевые особенности (заикание, дислалия, картавость)

Рекомендации для родителей:

  • Чаще поддерживайте своего ребенка, отмечайте даже самые маленькие его успехи
  • Разучите с ребенком несколько дыхательных упражнений для снижения тревожности
  • Уделяйте большее внимание подготовке устных ответов. Попросите ребенка пересказать его ответ, даже если он уверен, что готов.
  • При речевых дефектах важным будет дополнительная работа с логопедом и психологом
  • Если причиной становится недостаточное знание предмета, хорошим решением станут дополнительные занятия или работа с репетиром
  • Если в основе такой реакции лежит боязнь к учителю стоит прояснить причины страха, обсудить их с педагогом. При необходимости привлечь к разрешению ситуации школьного психолога
  • При боязни столкнуться с неудачей родителям стоит обратить внимание на воспитание своего чада. Излишнее давление может стать причиной избегания ребенком ситуации, в которой он может получить плохую оценку.

Не рекомендуется:

  • Использовать успокоительные. Такая мера не только не поможет справиться с причиной, а приведет к заторможенности нервной системы.
  • Давить на ребенка. Тем самым вы самостоятельно помещаете ребенку в ситуацию ещё большего стресса.
  • Позволять тревоге захватить себя и заражать ей ребенка. В такие моменты важно быть для него опорой. Только сохранив стабильное эмоциональное состояние, вы сможете помочь ребенку справиться с его тревожностью.

По всем возникшим вопросам можно обратиться на круглосуточную бесплатную линию детского телефона доверия 88002000122

Автор публикации – Гартвих Елена, психолог Кризисного центра