Как стать нужным

«Почему я никому не нужен?» — в этом вопросе слышится переживание одиночества. Наверное, нет человека, который не сталкивался с этой проблемой в своей жизни.

 

У одних это кратковременные периоды, у других эти периоды повторяются всё чаще и становятся всё продолжительнее. Первое, что хочется сделать, услышав такой вопрос, утешить, успокоить, но это временная мера, которая помогает не всем. Как же определить критерии нужности, которым может следовать человек, меняя свою жизнь?

Одиночество можно переживать в личных отношениях и социальных. Под личными отношениями будем понимать  дружбу и любовь, под социальными – профессиональные отношения.

Степень нужности в профессиональных отношениях определяется профессиональными знаниями, умениями и личностными качествами, которые характеризуют хорошего работника. Чтобы было понятно, опишем, что они подразумевают.

Дисциплинированность —  соблюдение корпоративных правил, описанных в документах (например, график работы) и негласных (корпоративная культура). Нарушение этих правил воспринимается как неуважение к учреждению, коллективу и руководителю.

Ответственность – способность человека исполнять свои функции сполна, качественно и вовремя, отвечать за свои просчёты и исправлять их. Безответственное отношение к работе лишает авторитета.

Организованность – способность распределять своё рабочее время таким образом, чтобы времени хватало на выполнение всех обязанностей и поручений без напоминаний. Отсутствие организованности вызывает у окружающих раздражение и воспринимается, как негативное отношение к работе.

Коммуникабельность – способность человека к общению, именно это качество делает человека полноценным членом коллектива. Неумение общаться воспринимается как демонстрация неуважения и приводит к изоляции. Руководить коллективом, в котором есть изолированные, непросто. Поэтому не всякий начальник будет терпеть такого сотрудника, даже если в профессии он гений.

Неконфликтность – умение человека договариваться и мирно сосуществовать с другими членами коллектива. Конфликтный человек создаёт в коллективе напряжённую обстановку, что негативно отражается на производительности. Такой сотрудник работодателю вряд ли будет нужен.

Степень нужности в личных отношениях определяется другими знаниями, умениями и личными качествами. Иметь знания об эффективном взаимодействии, о том, как завоевать успех у противоположного пола это хорошо, но в способности выстраивать долгие, прочные отношения генеральную роль играют убеждения, определяемые качествами личности. Вот эти качества.

Доброта – душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им.

Терпимость — отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей, которое выражается в стремлении достичь взаимного понимания, согласования разнородных интересов и точек зрения без применения крайних мер давления.

Бескорыстие – отсутствие эгоистических целей.

Искренность — отсутствие противоречий между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека и тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему на словах.

Верность – неизменяемое устойчивое отношение человека к кому-либо или чему-либо.

Ответственность – способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты.

 

Отсутствие каждого из этих качеств воспринимается, как эгоизм. Отношения с человеком, не обладающим этими качествами, мучительны, а если он не развивается, не пытается измениться, то со временем и вовсе становится не привлекательным для отношений.

Давайте проверим. Представьте себя на месте работодателя. Вам был бы нужен такой работник? А теперь представьте себе друга или подругу с перечисленными выше качествами. Вам нужны такие друзья? Если да, то вы смело можете начать развивать в себе описанные качества и обязательно станете нужным. В отношениях, как в зеркале – что ты несёшь людям, то в ответ и получаешь. Помните пословицы «Что посеешь, то и пожнёшь», «Как аукнется, так и откликнется»?

 

Автор публикации: Гавриченко Оксана Николаевна,
психолог Кризисного центра,
заведующий отделением консультирования
и психологической практики