Как выбрать профессию

«У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?»

В.Маяковский, «Кем быть?»

Профе́ссия (лат. professio; от profiteor — «объявляю своим делом») – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом деятельности.

Таким образом, чтобы определиться с профессией, подростку важно понять — «кто я» и «чего хочу»

 

ХОЧУ – увлечения, интересы, желание чем-то заниматься.

Многим кажется идеальным вариантом, когда увлечение становится профессией человека.  И цитаты вроде: «Сделай хобби своей профессией — и тебе не придется работать ни дня» очень вдохновляющие. Но призыв — «следуй за мечтой»  не гарантирует успех, а скорее наоборот связан с большим риском и инфантильным поведением. Известно, что любимые увлечения большинства подростков – спорт, искусство, музыка – а сколько реальных рабочих мест на рынке труда по этим направлениям? Пускай хобби останется хобби – «любимым увлечением на досуге, для себя».

Исключения, конечно, есть, но это тот случай когда «стремиться на сцену театра стоит, только если не можешь не играть!», и подростку следует объективно оценивать свои желания, что за ними на самом деле скрывается, какая потребность – «что я хочу, когда хочу это?»

И нужно учитывать, что интересы меняются. Вспомните, что вашему подростку нравилось 5-10 лет назад? Вероятно, что пройдет еще 5-10 лет, и его интересы будут другими, а значит, они не могут быть прочным основанием для выбора профессии.

Так на что же тогда ориентироваться? А что востребовано в обществе, что нужно людям?

 

НАДО – спрос на профессию, потребность в ней общества.

Ведь профессия это своего рода товар, который человек может продавать на рынке труда, за который другие люди готовы платить, обмениваться друг с другом результатами своего труда.

Когда человек делает что-то действительно важное и ценное, он получает не только материальное вознаграждение, но и чувство удовлетворения от того, что вносит свой вклад в развитие общества и, возможно, делает мир лучше. Это и становится основанием для самореализации в профессии.

Для этого нужно стать по-настоящему хорошим в чем-то, усердно работая, овладеть мастерством. Стоит серьезно задуматься и помочь подростку разобраться, а что он может –  какие способности и возможности у него есть?

 

МОГУ – уровень подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности, доступные возможности внешней среды.

Подросток должен понимать, что профессия — это и определенный уровень профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, сертификатами.

Чтобы кем-то стать придется ещё поучиться. Приведите подростку примеры успешно реализовавших себя профессионалов, также обращайте его внимание и на тех, кто не смог достичь желаемого, тем самым, вы развиваете у подростка способность анализировать, выбирать и нести ответственность за свой выбор.

 

Хорошо, когда родители с детства знакомят своего ребенка с разными профессиями и дают возможность попробовать себя в разных направлениях. Тогда у подростка будет сформировано более объемное представление и о себе, и о мире. Можно поделиться  своим опытом и обсудить с подростком опыт других людей. Вместе исследовать образовательные учреждения, где можно получить необходимые знания и навыки, сходить на Дни открытых дверей. Проанализировать какие есть возможности, что доступно на данный момент, какие сложности могут возникнуть, и что поможет с ними справиться.

И помните, что образований может быть несколько. Поэтому важно, чтобы те знания и навыки, которые ребенок будет осваивать, та среда, в которую он попадет, действительно будут его развивать как личность и будущего профессионала.

Автор публикации — Куприкова Мария, психолог Кризисного центра