Ох, как же трудно мне учиться!
Строчки ровно в ряд писать,
Примеры сложные решать!
Я хочу с ребятами резвиться,
А не учебники читать!
Мамуля, ты меня не заставляй,
Ты со мною «в школу» поиграй,
Где на всех уроках, как в игре,
Интересно и тебе, и мне!
(Анна Кубата)
В рамках акции «Образование – всем детям!» мы продолжаем разговор с родителями о том, как правильно организовать образовательную деятельность своего ребенка. На вопросы родителей отвечает психолог МБУ СО «Кризисный центр» — Анна Кубата.
Многие родители часто задаются вопросом: Как вызвать у ребенка интерес к учебе? Почему ребенок не хочет учиться?
В действительности, если родитель задает себе такой вопрос, то чаще всего, в голову приходит, довольно банальный ответ – из-за лени. Но на самом деле, все гораздо сложнее. Ведь отсутствие у ребенка интереса к учебе могут спровоцировать сами родители, предъявляя своему чаду непосильные требования.
Предлагаем родителям использовать некоторые рекомендации, которые помогут грамотно организовать образовательное пространство и воспитать положительное отношение ребенка к учебе.
Во-первых, присмотритесь к себе.
Какие требования вы предъявляете своему ребенку? Соответствуют ли они его возрасту, возможностям?
Бесполезно заставлять ребенка заниматься уроками часами, если он еще младший школьник. В этом возрасте ведущим видом деятельности является игра. Ребенок в этом возрасте не способен длительное время усидеть на месте. Такая нагрузка может вызвать нервное перенапряжение. Время, отведенное урокам, должно соответствовать возрасту ребенка: не более двух часов с 15-минутным перерывом через каждые 45 минут (учитывая индивидуальные особенности ребенка).
Во-вторых, если вы требуете от своего школьника только отличных результатов, каждый раз критикуя за более низкие оценки, приготовьтесь к тому, что у него выработается отрицательное отношение к учебе из-за страха наказания и негативного отношения к нему со стороны взрослых.
Кроме того, у ребенка вырабатывается страх совершить ошибку, что непременно случается из-за постоянного напряжения, — внимание рассеивается, и ребенок ошибается. Отсюда комплексы, неуверенность в себе, и как следствие, ложь («ничего не задали», «я уже все сделал», «потеря» дневника и т.п.).
Чтобы этого избежать, поощряйте ребенка за хорошие оценки, за его старания. Если все-таки плохая оценка получена, не ругайте и не критикуйте, а наоборот, поддержите: «Я знаю, ты старался! В следующий раз у тебя обязательно всё получится!»
В-третьих, каждому ребенку нужен индивидуальный подход в учебе, учитывая его темперамент.
Под темпераментом, мы понимаем тип нервной системы, который обуславливает скорость и силу протекания нервных процессов. Известно четыре типа темперамента:
флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики.
Бесполезно, а порой и вредно, требовать от ребенка с флегматичным темпераментом быстрого выполнения заданий, так как его нервная система инертна и не способна быстро «включиться» в какую-либо деятельность и динамично выполнять ее. Такому ребенку необходимо давать больше времени на выполнение задания и не торопить его.
А вот ребенку-сангвинику быстрый темп работы дается легко, но завершить начатое дело и не отвлекаться — сложная для него задача. Такого ребенка желательно заинтересовать такими видами деятельности, которые концентрируют внимание, требуют тщательности выполнения. Это может быть конструирование, складывание паззлов, рукоделие. Необходимо поощрять сангвиника за его настойчивость при выполнении заданий.
У ребенка холерического темперамента могут возникнуть сложности из-за избытка энергии, неусидчивости, невнимательности. В первую очередь, нужно дать выход накопившейся энергии. Идеальный вариант – занятия подвижными видами спорта. Для тренировки внимания также подойдут занятия рукоделием, лепкой, рисованием. Холерики всегда торопятся! Объясните ребенку, что главное в работе — качество, а не количество.
Очень внимательно нужно относиться к ребенкус меланхолическим темпераментом. Такой ребенок нуждается в постоянной поддержке со стороны близких ему людей. Малейшая неудача повергает его в уныние. Задача родителей — научить ребенка видеть в ошибках положительный опыт, хвалить его за успехи и обязательно говорить ему, что вы верите в его силы, и что он сможет справиться с заданием.
В-четвертых, будьте образцом для своего ребенка.
Расскажите ему о своих школьных годах, об успехах, о выступлениях на олимпиадах и конкурсах. Вспомните свои любимые предметы и учителей. Просмотрите вместе школьные фотографии, расскажите об одноклассниках, одним словом, формируйте у ребенка положительное отношение к школе. Также играйте всей семьей в интеллектуальные игры, чтобы расширить кругозор и воспитать потребность познавать что-то новое. Играйте с ребенком «в школу», выполняя домашнее задание. Используйте различные цветные карточки, карандаши и фломастеры, магнитики, конструкторы и разные другие предметы, которые вызовут интерес у ребенка и разнообразят скучные для него примеры по математике, тексты и правила по русскому языку. Так вы получите не только выполненное домашнее задание и хорошую оценку, но и желание ребенка вновь приступить к такой занимательной «игре» в следующий раз.
В-пятых, помогайте ребенку выполнять домашнее задание.
Если вы будете выполнять домашние задания за ребенка, вы отберете у него возможность научиться думать, вырабатывать в себе самостоятельность и ответственность. Задача родителя — обязательно откликаться на просьбы о помощи, если ребенок затрудняется с тем или иным заданием, но помощь должна состоять в виде заданного вектора, подсказки, чтобы ребенок смог развить свои мыслительные способности, научился решать поставленные перед ним задачи.
Еще одна важная деталь – организация рабочего места ребенка.
Это должен быть удобный стол, расположенный в хорошо освещенном месте. Где достаточно пространства и нет отвлекающих предметов и шумов, например, телевизора. В этом деле также можно проявить творческую смекалку: наклеить на полочки, стены разноцветные стикеры с математическими формулами, словами-исключениями. Ну, а если есть грамоты и благодарности, то и их повесить рядом в рамочки, чтобы, глядя на них, ребенок вспоминал о прежних успехах и стремился к новым, повышая в себе уверенность и собственную значимость.
Главное помните, что ребенку необходима поддержка взрослых, искренняя заинтересованность в его успехах.
Будьте терпеливы и внимательны во время школьного этапа в жизни ребенка. Присматривайтесь к себе, не слишком ли вы категоричны и требовательны, вспомните мудрое высказывание классика русской литературы Н.В. Гоголя: «Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать, прежде всего, себя».
Удачи вам, дорогие родители!