Кибербуллинг

Сегодня речь пойдет о новом и, к сожалению нежелательному явлению в жизни, как детей, так и взрослых. Но в данной статье, мы остановимся, исключительно на детях. Речь пойдет о буллинге, точнее о кибербуллинге. Мы рассмотрим — что это такое, и как можно решить это.

Для начала рассмотрим само понятие буллинга – это систематическое психологическое и физическое насилие, с которым сталкивается ребенок в коллективе. Чаще всего ему дают более четкое и легкодоступное объяснение среди людей – это травля.

Оно может выражаться в таких видах, как: оскорбление;

  • сплетни;
  • насмешки;
  • угрозы;
  • бойкоты;
  • игнорирование;
  • избиение;
  • порча имущества и т.д.

Однако, с развитием интернета и с появлением социальных сетей, появился новый вид насилия, и это кибербуллинг или киберзапугивание. Оно проявляется в целенаправленном причинении вреда с использованием электронных устройств. Стоит сделать акцент на том, что некоторые авторы рассматривают эти понятия, как разные направления. Однако в данной статье мы будем использовать их как идентичные. Современные исследователи также считают, что последствия кибербуллинга могут проявляться на протяжении всей жизни жертвы.

Такие исследователи как, E. Larranaga, S. Yubero, R. Navarro, A. Ovejero, A. Schultze-Krumbholz, et al, M. Boulton, J. Lloyd, J. Down, H. Marx, выделяют особенности кибербуллинга, среди них:

  • Возможность агрессора вторгаться в жизнь жертвы вне зависимости от времени суток и места нахождения (дом, школа, больница и т.п.);
  • Анонимность воздействия (это говорит о том, что нападающим может оказаться близкий или знакомый жертвы);
  • Возможность постоянного нападения;

Теперь остановимся на формах кибербуллинга:

— Распространение неприятных слухов;
— Унижение человека и негативные комментарии, размещённые в Интернете;
— Сексуальные домогательства;
— Распространение личной информации жертвы;
— Угрозы и преследования

Последствия для жертв от кибербуллинга весьма печальные:

— Нарушение психического здоровья, развитие суицидальных наклонностей, проявление тревожности;

— Стоит ли говорить о том, что в первую очередь снижается самооценка жертв;

— Страх развивать и формировать социальные отношения;

— Проявление девиантного поведения;

Считается, что внедрение программ развития эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков в образовательных учреждениях снижает риск возникновения буллинга между детьми. Набирает популярность использование технологий удаленного вмешательства с помощью приложения для жертв кибербуллинга. Делают акцент на тесном сотрудничестве психологов и педагогов, а также с социальными работниками для поддержки жертв буллинга и кибербуллинга. Проведение тренингов или семинаров для детей по формированию адекватной самооценки и развитию благополучной атмосферы в классе среди учащихся. К сожалению, на данный момент, очень мало информации о характере успешных и неудачных стратегий для преодоления непосредственно кибербуллинга, однако, у каждого есть возможность обратиться за помощью и наша рекомендация обязательно воспользоваться этим.


Автор публикации —  Клёна Богоева, психолог Кризисного центра г. Челябинска