Сегодня речь пойдет о новом и, к сожалению нежелательному явлению в жизни, как детей, так и взрослых. Но в данной статье, мы остановимся, исключительно на детях. Речь пойдет о буллинге, точнее о кибербуллинге. Мы рассмотрим — что это такое, и как можно решить это.
Для начала рассмотрим само понятие буллинга – это систематическое психологическое и физическое насилие, с которым сталкивается ребенок в коллективе. Чаще всего ему дают более четкое и легкодоступное объяснение среди людей – это травля.
![](http://crisiscenter74.ru/wp-content/uploads/2023/11/bullying-a-teenager-at-school-bullying-of-a-teenager-at-school-bullying-a-teenager-at-school-by-st-690602041.png)
Оно может выражаться в таких видах, как: оскорбление;
- сплетни;
- насмешки;
- угрозы;
- бойкоты;
- игнорирование;
- избиение;
- порча имущества и т.д.
Однако, с развитием интернета и с появлением социальных сетей, появился новый вид насилия, и это кибербуллинг или киберзапугивание. Оно проявляется в целенаправленном причинении вреда с использованием электронных устройств. Стоит сделать акцент на том, что некоторые авторы рассматривают эти понятия, как разные направления. Однако в данной статье мы будем использовать их как идентичные. Современные исследователи также считают, что последствия кибербуллинга могут проявляться на протяжении всей жизни жертвы.
![](http://crisiscenter74.ru/wp-content/uploads/2023/11/the-teenager-looks-at-the-phone-in-fear-bullying-a-teenager-on-the-internet-cyberbullying-of-a-tee-888653848.png)
Такие исследователи как, E. Larranaga, S. Yubero, R. Navarro, A. Ovejero, A. Schultze-Krumbholz, et al, M. Boulton, J. Lloyd, J. Down, H. Marx, выделяют особенности кибербуллинга, среди них:
- Возможность агрессора вторгаться в жизнь жертвы вне зависимости от времени суток и места нахождения (дом, школа, больница и т.п.);
- Анонимность воздействия (это говорит о том, что нападающим может оказаться близкий или знакомый жертвы);
- Возможность постоянного нападения;
Теперь остановимся на формах кибербуллинга:
— Распространение неприятных слухов;
— Унижение человека и негативные комментарии, размещённые в Интернете;
— Сексуальные домогательства;
— Распространение личной информации жертвы;
— Угрозы и преследования
Последствия для жертв от кибербуллинга весьма печальные:
— Нарушение психического здоровья, развитие суицидальных наклонностей, проявление тревожности;
— Стоит ли говорить о том, что в первую очередь снижается самооценка жертв;
— Страх развивать и формировать социальные отношения;
— Проявление девиантного поведения;
Считается, что внедрение программ развития эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков в образовательных учреждениях снижает риск возникновения буллинга между детьми. Набирает популярность использование технологий удаленного вмешательства с помощью приложения для жертв кибербуллинга. Делают акцент на тесном сотрудничестве психологов и педагогов, а также с социальными работниками для поддержки жертв буллинга и кибербуллинга. Проведение тренингов или семинаров для детей по формированию адекватной самооценки и развитию благополучной атмосферы в классе среди учащихся. К сожалению, на данный момент, очень мало информации о характере успешных и неудачных стратегий для преодоления непосредственно кибербуллинга, однако, у каждого есть возможность обратиться за помощью и наша рекомендация обязательно воспользоваться этим.
![](http://crisiscenter74.ru/wp-content/uploads/2023/11/teenagers-in-fear-looking-at-the-phone-586453565.png)
Автор публикации — Клёна Богоева, психолог Кризисного центра г. Челябинска