Психологическое здоровье и своевременная адаптация оказывают существенное влияние на развитие и формирование ребенка. Черты характера, особенности поведения, увлечения и интересы закладываются с детства.
Именно поэтому важно гармонично пройти через этапы взросления и становления личности и вовремя обратиться за помощью, если возникнет необходимость.
Следует помнить, что детям бывает очень сложно самостоятельно обращаться за помощью к взрослым, и здесь важно быть внимательным и ответственным родителем, который будет готов оказать помощь и поддержку.
На что следует обратить внимание:
- Проявления агрессии по отношению ко всем людям (животным) без исключения, которые могут выражаться через провоцирование драк, конфликтов, выяснение отношений с окружающими. Либо аутоагрессия (самоповреждающее поведение) — порезы на руках, ногах, животе. Все это указывает на серьезные личностные проблемы и тяжелое эмоциональное состояние ребенка. Ребенок таким образом может пытаться заглушить душевную боль, заменив её на физические страдания.
- Длительные изменения в поведении: резкие перепады настроения. Например, ребенок был активным и жизнерадостным и внезапно стал замкнутым, закрытым, отказывается идти на контакт, теряет интерес к окружающему миру. Не выходит из комнаты, не хочет ни с кем общаться, замыкается в себе, часто плачет, говорит о том, что всё бессмысленно и т.д. Все эти проявления могут указывать на депрессивное состояние. Здесь очень важно не обесценивать переживания ребенка, не считать их глупостью или ленью.
Подростковая депрессия – это болезнь, которая нуждается в соответствующем медицинском лечении. Она не пройдет сама по себе или с возрастом.
- Внезапные приступы страха и тревожности, бессонница. Причиной могут быть переживания, которые возникли в результате недавних событий. Например, ребенок начинает панически боятся того или иного человека, отказывается идти с ним на контакт.
- Травмирующие ситуации жизни ребенка и семьи (уход близкого родственника, развод родителей, частые ссоры в семье.).
- Отказ ходить в школу, снижение мотивации, слёзы и истерики при упоминании о необходимости посещать уроки. Причинами плохой успеваемости могут быть: конфликты с педагогами, буллинг, чрезмерная учебная нагрузка, проблемы с концентрацией внимания.
- Изменения пищевого поведения: ребенок отказывается есть или ест очень мало, похудел, стал вялым и бессильным.
Придти за помощью к психологу может и сам родитель. Работа психолога с родителями не менее важна, чем работа с детьми.
И здесь могут появляться некоторое внутренне сопротивление и желание отложить консультацию на более позднее срок. И не всегда понятно, по какой причине это происходит.
Автор публикации — Альбина Аскарова,
психолог Кризисного центра