Не секрет, что в детской среде часто появляются конфликты, иными словами ссоры и разногласия. Каждый ребенок хочет проявить себя, «завоевать свое место под солнцем». Причинами такого взаимодействия является неумение контролировать свои эмоции, нежелание уступать, понять своего собеседника.Очень важно научиться вовремя распознать ситуацию конфликта, и повести себя правильно. Далеко не каждый взрослый умеет вести себя достойно во время ссоры, а подросткам тем более сложно найти правильный выход из ситуации конфликта. Поэтому психологи Кризисного центра г. Челябинска уделяют этой проблеме особое внимание: проводят информационно-просветительскую работу среди молодежи и подростков, а также практические занятия и тренинги по профилактике конфликтного поведения в подростковой среде.
Один из таких тренингов был поведен 13 августа специалистами МАУ СО «Кризисный центр» для подростков, отдыхающих в Социально-оздоровительном центре «Утес».
Известно, какую большую роль в жизни подростка играют друзья. Но при этом ни в одном возрасте не возникает такого количества проблем, связанных со сверстниками. Одни проводят с ними почти все личное время, другие сторонятся сверстников, не знают, как найти с ними общий язык, подвергаются насмешкам. У третьих часто случаются конфликты, ссоры, которые подростки глубоко переживают. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение: лидера, хорошего товарища, авторитета в каком-то деле. Часто именно невозможность добиться желаемого положения является причиной недисциплинированности и мятежного поведения подростков.
В течение полутора часов ребята под руководством опытных психологов прорабатывали упражнения по коррекции и развитию доверия друг к другу, искали выходы из предлагаемых конфликтных ситуаций, обсуждали способы поведения в тех или иных ситуациях, учились понимать друг друга, пробовали поставить себя на место каждой из конфликтующих сторон.
Если у подростка конфликт со сверстниками, или в классе его часто задевают одноклассники, ему не помогут утешения: «Не обращай внимания», «Не принимай близко к сердцу». Он не может не обращать внимания, и ему плохо от сложившейся ситуации. Не стоит искать в ситуации виноватого. Если обвинить в ней ребенка, то у него создастся ощущение, что и дома его не понимают, и ситуация только усугубится. Если же обвинить во всем сверстников, их невоспитанность и бесконтрольность, то ребенок отдалится от них, замкнется на себе и своих переживаниях, то есть ситуация снова не будет разрешена.
В конце занятия подросткам были предложены и выделены конструктивные методы разрешения конфликтов: сотрудничество, соперничество, компромисс, извинения, избегание. Надеемся, что эти методы помогут ребятам в жизни.
«Подростковый возраст — трудное время и для детей, и для родителей. И не известно еще, кому труднее, — делится впечатлениями психолог Кризисного центра Татьяна Воронина, — Родители не знают, как себя вести с повзрослевшими чадами: запрещать или разрешать, а вчерашние дети пытаются самоутвердиться любыми способами. Этот период не зря считается самым конфликтным. В подростковый период происходит переоценка ценностей, осознание себя как личности, формируются собственные взгляды на жизнь. Повзрослевший ребенок борется за свою свободу с отчаяньем юношеского максимализма: скандалами, сигаретами, алкоголем, уходом из дома. На самом деле ему нужна не столько сама свобода, сколько признание права самому принимать решения. Поэтому главный совет родителям подростков — уважайте в своих детях взрослых людей, и конфликтов в вашей семье будет намного меньше».