Пандемия уже нарушила привычный уклад наших жизней. Давайте представим, какой будет страна после коронавируса COVID-19.
Итак, COVID-19 побежден. Что нас ожидает?
1. Обострение психологических проблем (да и психические заболевания не исключение), кризис института семьи, рост числа разводов.
Сидение взаперти длительное время тяжело даётся абсолютно всем. Картина мира претерпевает изменение и надо будет её заново выстраивать. Нахождение в четырёх стенах с близкими людьми, а в некоторых случаях наедине с самим собой, выносит на поверхность все нерешённые внутренние и семейные проблемы, неоправданные ожидания, обиды и взаимные претензии.
В оптимистичном варианте, это приведёт к росту спроса на услуги психологов, психотерапевтов… Однако, как показывает общая ситуация на рынке, финансовые возможности оставляют желать лучшего. Здесь уместно напомнить, что Кризисный центр города Челябинска оказывает психологические консультации бесплатно.
К сожалению, прогнозируется рост преступности (кстати, как и в любой кризисный период), особенно на бытовой почве. В этом случае, остается только призвать к осторожному обращению снезнакомыми, и быть предельно бережными в отношении себя и близких.
Всего вышеперечисленного не избежать. Стоит призвать только к терпению и взаимоподдержке.
2. Смена предпринимательской парадигмы
Рынку придется выживать – это теперь понятно всем. Старые схемы и методы больше не будут работать. Рынок перерождается, потребности населения становятся другими. В перспективе ожидается рост кооперации, когда нужно будет договариваться, объединять усилия, искать совместно win-win стратегии (беспроигрышные). Пойдет стратегия на выживание, а не процветание. Сегмент лакшери схлопнулся. Этот тренд уже давно намечался. Удобство и целесообразность – вот, что востребовано большинству. Карантин даст толчок к новым креативным решениям.
3. Изменение потребительской модели поведения
Как в предыдущем пункте мы уже отметили, сегмент лакшери свернулся. Покупатели все более придирчиво будут относиться к балансу «цена-качество» перед покупкой. Повышается спрос на дешевые продукты, мировые бренды уже разрабатывают более экономичные товары. Экономить будут все.
4. Падение рынка недвижимости
Снижение покупательской способности, экономия, рост цен на коммунальные услуги уже были в предыстории пандемии. Сложившаяся ситуация с коронавирусом лишь углубила проблемы. Сдавать в аренду недвижимость все сложнее, коммунальные услуги растут, а продажа квартир и вовсе в застывшем состоянии. Однако если вы арендуете офис или жилье, можно пересмотреть с владельцами условия аренды в вашу пользу.
5. Социальные последствия
Снижение доходов, самоизоляция, длительная неопределенность (когда и как все это закончится), падение рынков – все это приносит общее социальное напряжение, снижение качества жизни, общего ухудшения состояния здоровья, нарушения привычного уклада, моральные страдания. Страдает все население: детям хочется в детские сады и школы, родителям на работу, заниматься спортом, встречаться с друзьями. Хочется, в конце-концов, просто пойти в кино или прогуляться по магазинам. Стало очень ценно то, чего раньше мы все воспринимали за обыденность, как само-собой разумеющееся.
По итогу — ситуация напряженная, но ее надо выдержать. Выдержать, но при этом, вынося ценные уроки. Что на самом деле в этой жизни важно и необходимо, а что просто мишура?
Мы все уже не раз переживали разного рода кризисы, и этот – самый суровый. Сейчас нужно быть максимально гибким и принять новую реальность. Суметь мобилизоваться, перестроиться, ужаться. По оценкам экспертов, восстановление займет как минимум 2-3 года. Очень важно, по мере возможностей, помогать тем, кому повезло меньше, чем остальным, а таких в окружении каждого из нас достаточно. Чем быстрее те, до кого мы можем дотянуться, восстановятся, тем быстрее нам всем станет лучше.Как прежде уже не будет. Будет лучше… но не сразу.
Автор публикации — Богодухова Лариса Ахметовна,
заведующий организационно-методическим отделением