Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому:
Родители пример тому…
Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему научит.
Себастьян Брант
Как известно, ребёнок говорит языком окружающих – высказывает их взгляды, повторяет их жесты, подражает их поступкам. И возможно, он просто копирует ваше поведение.
Психика в подростковом возрасте чрезвычайно уязвима. Эмоциональные реакции, которые для взрослых были бы симптомом болезни, для подростков — норма, это выявили психологи в результате исследований. Ребёнок сам не понимает, что с ним происходит, не знает, что с ним, но, возможно, что он подавлен, раздражён, недоволен. Именно период полового созревания даёт сигнал, что наступило время формирования нового, более зрелого образа собственного «я». Это очень важный этап взросления. И они пытаются доказать свою «взрослость».
Наконец-то, он способен заявить о себе, и даже в чём-то не согласиться с вами. А иначе как он научится принимать ответственность за свою жизнь? Сначала он пытается словами, действиями, своими поступками соглашаться или наоборот противопоставлять себя. Пытаетесь ли вы его понять или это может быть поводом для ссоры и прочих неприятностей? Иногда компромиссы – жизненная необходимость.
Родителям некогда задумываться над этим, у них своих проблем хватает, они иногда сами не в состоянии контролировать собственные негативные эмоциональные состояния. То, насколько взрослые способны владеть собой, повлияет в дальнейшем на поведение детей.
Как показывает практика, некоторые родители сами являются плохими воспитателями. Например, они реже демонстрируют позитивное поведение, чаще проявляют жестокость и критикуют; попустительствуют, проявляют непоследовательность.
Если вы когда-то выбрали авторитарный или попустительский стиль воспитания, то не удивляйтесь, если столкнётесь с хамством своего ребёнка. Хотя свою линию поведения можно поменять даже в этом возрасте.
Общение и дисциплина – вот секрет эффективного родительского воспитания. Большинство людей приучают своих детей к дисциплине теми же способами, когда приучали когда-то их самих. К несчастью, это подразумевает, что многие совершают те же ошибки, что и их родители.
Родителям трудных детей часто бывает сложно хвалить их. Возможно, в детстве их самих мало хвалили. Часто случается и так, что родители, находящиеся в состоянии постоянного стресса, просто не замечают то поведение ребёнка, которое заслуживает поощрения.
Именно психологическое состояние родителей является главным фактором стрессового воздействия на взаимоотношения между родителями и ребёнком. И тогда верна фраза о том, что у проблемных родителей – проблемные дети.
Также результаты исследований позволяют предположить, что такие факторы стресса, как низкий уровень доходов, отсутствие работы, стеснённые бытовые условия и болезни, оказывают негативное влияние на результаты воспитания. У семей, в которых есть дети с проблемным поведением, уровень значимых факторов стресса примерно в два-четыре раза выше, чем у семей, не нуждающихся в психологической помощи.
Нельзя не учитывать и то, что в наши дни все развивается столь быстро, много событий, поток негативной информации, с этим сложно справиться даже взрослым, не говоря о детях. Одна из причин агрессивности — повышенный уровень тревожности, спровоцированный информацией.
Основная мысль Дэвида Элкинда — американского психолога, автора книги
«Детство наспех» заключается в том, что современным подросткам слишком рано для них навязывают взрослую жизнь. Насилие, злоупотребление психоактивными веществами, порнографические фильмы, преступность среди молодёжи, беременность в подростковом возрасте, развод родителей и неполные семьи – всё это и многое другое. Элкинд приводит доказательства того, что в современном обществе мало места подросткам. Даже одежда для детей и подростков становится все более похожей на взрослую. Дети должны оставаться детьми, а не превращаться в маленьких взрослых – основная мысль этой книги.
А как вернуться в детство? Что приносит столько удовольствия? Игра!
Например, вы умеете играть в шахматы, нарды или другие игры? Если нет, то знайте, что совместное времяпровождение за игрой между детьми и родителями помогает накопить позитивные чувства, это и совместный опыт, на который можно опереться в трудные времена. Через игру родители могут помочь своим детям приобрести навыки разрешения проблем. Очень важно — регулярное и полезное времяпровождение.
И пусть в этой партии победит дружба! Ведь дружить лучше, чем хамить!
Список использованной литературы:
1. Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2005
2. Уэбстер — Страттон, К., Герберт, М. Проблемные семьи – проблемные дети. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.
3. Целуйко В.М. Психологические проблемы современной семьи. – Екатеринбург: У — Фактория, 2007. стр 330.
4. Януш Корчак « Как любить ребёнка»
Автор статьи: Пидсадняя Елена Анатольевна — психолог Кризисного центра