Методы социальной борьбы с детской беспризорностью. Что может сделать государство и каждый из нас?

Проблема детской беспризорности на сегодняшний день является особенно актуальной для России.  Так, по данным различных экспертов, число безнадзорных в нашей стране составляет от 500 тыс. до 2 — 5 млн. несовершеннолетних.

Чаще всего беспризорными становятся дети из-за нелегальной  миграции, сиротства, попыток несовершеннолетних скрыться от суда, жестокого обращения с детьми, жестокости в детских специальных учреждениях.

Борьба с беспризорностью начинается  с выявления детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Убрать детей с улицы, ликвидировать попрошайничество и воровство – прямая задача правоохранительных органов. Нередко патрулирование, проведение рейдов по улицам, подвалам, заброшенным домам, вокзалам и другим местам большого скопления людей осуществляют не только стражи правопорядка. Этим часто занимаются волонтеры различных некоммерческих организаций (например, студенческий педагогический отряд «Луч» Челябинского государственного университета). На этом же этапе подключаются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и активно занимаются, в пределах своей компетенции, защитой и восстановлением прав и законных интересов несовершеннолетних.

Следующий шаг в направлении борьбы с беспризорностью – оказание экстренной помощи. Так как у несовершеннолетних, лишенных домашнего ухода и семьи, ослаблено здоровье, они часто поражены педикулезом, хронически недоедают, одежда  их изношена, загрязнена, не соответствует сезону. У таких детей, как правило,  расстроена психика, бывают фобии, повышена возбудимость. Именно поэтому важно сначала оказать экстренную помощь, а затем решать вопросы устройства.

Подобную ответственность берут на себя различные учреждения социальной защиты и социального обслуживания, центры экстренной психологической помощи. Детям оказывается первоочередная медицинская помощь, санитарно-гигиенические процедуры, организация госпитализаций. Здесь несовершеннолетних обеспечивают трехразовым горячим питанием, новой одеждой. Проводят первичную диагностику психологического состояния. Оказывают психосоциальную помощь. Содействуют возвращению детей в родные семьи или направляют в социальные приюты.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры; социальные приюты для детей) занимаются непосредственно коррекцией девиантного поведения. Дети учатся «заново» элементарному уходу за собой. Проводится диагностика личностных особенностей и социальной ситуации развития ребенка. Разрабатываются и реализуются программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсации утраченных социальных связей, позитивных форм активности.

Основная цель – восстановить нормальное психологическое состояние несовершеннолетних и их способность адекватно реагировать на жизненные и личные трудности. В этом помогают консультации профессиональных психологов и врачей, проведение различных личностных тренингов,  приобщение к общественно полезному труду, в том числе включение ребят в социально значимую деятельность (озеленение улиц, восстановление памятников культуры, помощь нуждающимся и т.п.).

Важна и ресоциализация несовершеннолетних после реабилитационной программы по возвращении в семью, в здоровый социум. Безнадзорные нуждаются в восстановлении утраченных контактов с семьей и школой. Эту работу проводят  социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя, администрации школ.

Работа с семьей включает в себя диагностику детско-родительских отношений, типа семьи, оказание различных видов помощи и поддержки семье, постоянный контакт школы с семьей. К методам индивидуальной работы можно отнести беседы с родителями, рекомендации и консультации по вопросам воспитания и обучения ребенка, посещение семьи, которое позволяет лучше узнать условия, в которых живет ребенок; а иногда предпринять определенные меры для их улучшения. С ребенком проводится диагностика и изучение личностных особенностей, создание «ситуации успеха», педагогическая помощь и поддержка, щадящий режим обучения. Профилактика безнадзорности будет эффективна, если приобщать детей  к занятиям в кружках, клубах, студиях, спортивных секциях, к участию в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, походах и экскурсиях.

Важна и профориентация подростка. В идеале, после учебы должна оказываться  помощь  в поиске места работы, а также в процессе адаптации к трудовой деятельности.

 

Так чаще всего выглядит схема работы с  попавшими в трудную жизненную ситуацию несовершеннолетними в нашем обществе сегодня. Но, к сожалению, количество беспризорных детей заставляет задуматься…

А что могли бы сделать Вы, какую посильную лепту внести в борьбу с этой проблемой? Самое главное – это поддержание благоприятной семейной атмосферы у себя дома. Принимайте Вашего ребенка во внимание со всеми его проблемами и сложностями, проявляйте понимание и толерантность, чаще общайтесь, будьте в курсе его интересов и увлечений. Если ребенок стал отдаляться – обратитесь к психологу. Будьте заинтересованы!

И конечно, если Вы вдруг стали свидетелями «бродяжьей» жизни детей в Вашем дворе, например, – сообщите об этом в специальные организации (телефоны указаны ниже). Тем самым вы в некоторой степени поспособствуете улучшению жизненной ситуации этих, оказавшихся никому ненужными, детей и подростков.

В Челябинске существуют различные организации социального обслуживания, которые занимаются борьбой и профилактикой безнадзорности. В их числе и МБУ СО Кризисный центр. Помимо того, что центр оказывает социально-психологическую помощь семьям, в которых риск ухода ребёнка из дома наиболее высок, каждый февраль организация участвует в городской акции «Дети улиц». В рамках этой акции в 2015 году в отделение «Телефон доверия» проводятся «горячие линии», посвященные проблемам ухода ребёнка из семьи, его отдаления от родителей. Точные даты проведения горячих линий можно найти на нашем сайте. Также, в феврале на сайте Кризисного центра будут публиковаться статьи по проблемам отдаления ребёнка от родителей, ухода детей и подростков из дома, ведения ими асоциального образа жизни.

 

Организации и телефоны:

1) Телефон системы «Горячая линия МВД России» 268-85-94

2) МУ «Социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних»:

— Тракторозаводский район 773-28-43

— Курчатовский район        741-84-83

— Ленинский район 251-47-14

— Металлургический район 736-12-62

Сирутис Татьяна, психолог