Можно ли обойтись без требований и запретов в воспитании детей?

Она сидит передо мной на краешке кресла, слегка  ссутулившись и, не смея поднять на меня глаза. Черная сумка неудобно лежала на её коленях, а она всё не решалась поставить её на рядом стоящий стул. Её жизнь состояла из сплошных ограничений и запретов… Нельзя уйти с нелюбимой работы, ведь уже 36, хорошая зарплата и опыт 10 лет; нельзя поехать с подругами в санаторий на выходные, ведь дома семья и что родители скажут; нельзя купить новую помаду, ведь есть еще две неиспользованные…

Можно ли при воспитании ребенка вообще обойтись без требований, запретов и ограничений? Конечно, нет. Требования и запреты, как система родительской дисциплины, являются важнейшей  частью процесса воспитания ребенка в семье. Требования и запреты представляют образцы и правила социально одобряемого поведения, способствуют развитию самодисциплины ребенка, а главное, позволяют сформировать безопасную среду для его жизнедеятельности. Дети чувствуют себя более защищенными в условиях и заведенного порядка, и определенных правил поведения.

Ожидание от ребенка, то есть описание поведения, которое хочет видеть от него родитель, представляемое ребенку в виде требований, является более продуктивным, чем запрещающее воспитание. 

Что касается запретов, то младенцу, как правило, запрещают ситуационно, и, в основном, это касается опасности его жизни и здоровья: «Горячо! Опасно! Ударишься!». Но, по мере взросления ребенка, появляются запреты, связанные с избеганием внешней негативной реакции: «Не ори, а то нас выгонят отсюда!», «Перестань реветь, ты же мальчик!», «Хватит кривляться, это не красиво!».  И вот здесь таится главная опасность  — ребенок научается ориентироваться на внешний мир:  на окружение, на желания других, на чужую оценку вместо того, чтобы слышать свои потребности и удовлетворять их. Ребенок становится удобным — послушным, исполнительным, безропотно выполняющим порученную ему работу. Запреты ограничивают активность, приводят к пассивности и безынициативности. У ребенка появляются неосознанная тревожность, неуверенность в себе. Но, если мы хотим видеть в своем ребенке такие личностные качества, как творчество, смелость, настойчивость, целеустремленность, то желательно, чтобы ограничения и запреты в воспитании вашего ребенка были гибкими и сведены к минимуму.

Несомненно, существуют запреты, которых избежать невозможно. Эти запреты касаются жизни и здоровья, как самого ребенка, так и безопасности окружающих его людей; сохранности материальных, культурных и духовных ценностей. Такие запреты должны быть согласованы родителями между собой и обязательны для всех. Предъявлять их следует до нарушения правил, а не в его момент. Запреты должны быть озвучены в ясной и понятной для ребенка словесной форме, с указанием на последствия несоблюдения правил, избегая приказы, команды, «Ты-сообщения» и формулировки, оскорбляющие и унижающие личность ребенка.

По остальным правилам поведения всегда можно договориться с ребенком, обсудить их с ним, взвесить все «за» и «против», порой предоставить ребенку интересную альтернативу,  при этом учитывая, что требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Например, нельзя прыгать на кровати, но можно на подушках от дивана. Хочешь гулять в 9 вечера, тогда будь в зоне моей видимости возле подъезда. Хочешь бегать по лужам, делай это в резиновых сапогах. Не хочешь обедать сейчас, можно сделать это позже…  и так далее. С ребенком всегда можно договориться. Всегда можно найти золотую середину между готовностью понимать и быть твердым, между гибкостью и непреклонностью в процессе воспитания ребенка.

Автор публикации — Томилова Татьяна Алексеевна, психолог отделения консультирования и психологической практики Кризисного центра