Любовь – один из самых главных факторов детского, а впоследствии и личностного развития взрослого человека. Многие воскликнут, чем сильнее мы любим собственное дитя, тем в ответ получим больше внимания со стороны взрослеющего ребенка. Статистика не дает этому подтверждение. Чаще всего эгоисты — это люди «перекормленные» любовью в детстве, которых любили, но не научили отвечать взаимностью.
Постараемся разобраться, как научить ребенка любить Вас? О чем необходимо помнить?
Первая аксиома любви: необходимо наличие в семье более слабого и нуждающегося в заботе.
Кто это? Решайте сами, возможно — это котенок или щенок, а может быть — это рыбки или необычный цветок? Главное, чтобы эта забота о нуждающемся друге осознавалась вашим ребенком как очень важное. Ребенку необходимо понимать, что настроение и способность радоваться жизни у его питомцев напрямую зависит от него. Научите ребенка не только кормить и ласкать другое создание, но и разъясните малышу, какие перемены происходят в развитии его питомца.
Вторая аксиома любви: мамы и папы, а также другие взрослые в семье нуждаются в заботе.
Разъясните своему ребенку, что взрослые устают, грустят, недомогают. Скажите малышу: «Я так устала, помоги мне помыть посуду, я без тебя не справлюсь». Возможно и так: «Мне сегодня грустно, давай почитаем веселый рассказ».
Третья аксиома любви: дети учатся сочувствию в игре друг с другом.
Малыши до трехлетнего возраста играть сообща не могут, каждый малыш этого возраста нуждается в любимой игрушке, с которой он играет. И только к четырехлетнему возрасту малыш, под руководством взрослых, с желанием начинает играть в простые ролевые игры. Постарайтесь в этот момент объединить детей одним сюжетом, помогите им понять, как себя чувствуют все участники игры. Проговорите с ними их переживания, пусть односложно сформулируют переживания, эмоции, наблюдения: «Она грустит», «Она радуется», «Он скачет от радости».
Четвертая аксиома любви: учиться у клоунов и кукол!
Работа клоуна рассчитана на 3-6 летний возраст детей. Вспомните, как ребята сопереживают. Действия клоуна радует малыша – клоун падает, кувыркается, прыгает. У клоуна – большие удивленные глаза, бровки домиком, смеющийся рот, лохматый парик. А какие прекрасные головные уборы – панамы, цилиндры и обязательно крупных размеров. Выражение эмоций клоуна убедит в реальности чувств героев. Ребенок не может еще уловить нюансов в эмоциях, но обязательно научится с вашей помощью.
Кукольники, изготавливающие кукол для кукольных театров и студий, зная особенность «укрупненного» детского восприятия, делают кукол со своим особым выражением лица (специалисты детских студий обучают детей самостоятельно мастерить самобытных кукол). Дети — творцы, им необходимо придумывать, строить и перестраивать. Если ребенок утратит воображение, ему придется пользоваться предложенным материалом (дорогими игрушками с готовыми функциями). Следовательно, вместо творцов мы вырастим пользователей, т.е. потребителей.
Лучше, чтобы мы – родители, как можно раньше это осознали и были готовы к неизбежным дискуссиям с взрослеющими детьми. Стать бы нам – родителям, мудрыми к тому времени, когда взрослеющие дети станут неудержимыми и безапелляционными.
Автор публикации: Марина Евгеньевна Антонова, специалист по социальной работе Кризисного центра