Нужно ли заставлять ребёнка учиться?

Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству. Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям

А.С. Макаренко

В процессе развития и подготовки к школе определённые знания, умения и навыки ребёнка уже сформировались, созрели, они ему знакомы, понятны. Он способен выполнять их самостоятельно, без помощи взрослых. Начинающий обучение школьник сталкивается с проблемами, которые ещё не может решить самостоятельно, но способен это сделать в совместной с учителями и родителями деятельности. Новый жизненный опыт, полученный под руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием (знаниями, умениями, навыками).

Изучение нового учебного материала ребёнком уже подразумевает включение во что-то новое, неизвестное. А неизвестность порождает либо интерес и любопытство, либо страх и, как следствие, избегание или безразличие.

Если ребёнок будет испытывать интерес, тогда вступает в силу мотивация достижения и принуждение не понадобится.

Если ребёнок испытывает страх перед неизвестным или безразличие, тогда включается мотивация избегания и придумываются тысячи причин и нежелание учиться.

Простой способ разрешения данной ситуации – принуждение. Но, как любая медаль имеет две стороны, так и мера принуждения имеет свои положительные и отрицательные последствия.

Положительные последствия заключаются в том, что если бы наши родители не принуждали нас учиться и не использовали простой способ мотивации «кнут и пряник», то мы бы не добились определённых результатов в жизни и карьере. Причём, пророй метод воздействия через «кнут» действует гораздо быстрее и действеннее, чем «пряник».

Негативные последствия с той же мотивацией стимулируют выполнение деятельности обучения без увлечения с той лишь целью, чтобы родители наконец отстали. Замедляют формирование адекватной самооценки, оставляя негативные воспоминания, вызывающие раздражение, неприязнь и иные негативные чувства. Развивают состояние выученной беспомощности (зачем мне что-то делать, всё равно не получится). Душат познавательную активность и сильно портят отношения с родителями и нервную систему всех членов семьи.

Любая — позитивная или негативная оценка приобретает некоторую эмоциональную окраску, а любая эмоция, в свою очередь, получает когнитивное (познавательное) толкование. Происходящие процессы результируются в той неуловимой комбинации качеств, которую люди называют уверенностью (неуверенностью) в себе.

Считается, что во всех детях есть определённые таланты и важно им не мешать раскрыться. Здесь может помочь опыт А.С. Макаренко, который утверждал, что лучше сплотить, организовать и показать пример.

Автор публикации — Антонов Владимир, психолог Кризисного центра