В государственной социальной политике проблема безнадзорности одна из значимых. Но, к сожалению, многие родители считают, что с их ребенком никогда подобное не случится. Однако практика показывает, что не только дети из неблагополучных семей попадают под влияние среды, которую принято называть неблагополучной. Часто в семье, в которой, на первый взгляд всё хорошо, возникают проблемы с воспитанием ребенка: родитель перестает иметь авторитет в глазах своего чада, становится не в силах повлиять на негативные изменения поведения ребенка.
Под детской безнадзорностью понимается «отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц» [1].
Последствия оставления ребенка без надзора могут быть очень серьезны – это нарушение психологического и физического здоровья, асоциальное поведение, снижение культурного уровня. Всё это может подорвать способность ребенка к сопротивлению негативному воздействию со стороны преступной среды. Ребенок, находящийся без надзора, как правило, испытывает затруднения в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми.
Существует большое количество причин, способствующих росту безнадзорности — это и экономическое состояние семьи, и отсутствие необходимого внимания со стороны школы. Однако, на наш взгляд, основной причиной безнадзорности остаётся социальная и психологическая обстановка в семье. Имея неудовлетворённую потребность в любви и принятии его, ребенок не в силах вести себя таким образом, чтобы его нужды и желания были услышаны и правильно интерпретированы другими людьми.
Каждый взрослый, заинтересованный в благополучии ребенка, задается вопросом: как он лично может поспособствовать успешному вхождению ребенка в благополучную среду и избежать столь серьезных последствий. Ниже нами будут рассмотрены ряд рекомендаций, который помогут родителю, опекуну или просто заинтересованному взрослому наилучшим образом выстроить взаимоотношения с ребенком для того, чтобы дать ему ту поддержку, которая ему необходима.
Основой доверительных отношений между родителем и ребенком является безусловная любовь и принятие. Ю. Б. Гиппенрейтер даёт следующее определение данному термину: «безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть»[2]. Проявление такого рода любви даёт ребенку ощущение собственной значимости и уникальности, подкрепляет уверенность как в своих силах, так и в том, что родитель будет рядом и окажет поддержку, независимо от результата его усилий или от поведения.
Еще одним фактором, влияющим на эффективное взаимодействие между родителями и детьми, является уважение границ ребенка. В психологическом смысле «границы» — это понимание себя как отдельного человека. Осознание своей индивидуальности формирует стержень нашей личности. Четко очерченные границы помогают нам разделять, где мы, а где другой человек; что является нашими чувствами, а что — нет; где наши потребности, а где потребности другого человека. И в этом смысле границы определяют нас.
Границы личности бывают разными — это и физические (наше тело, одежда, личные вещи), и социальные (потребность в контактах с людьми), духовные (наши ценности). Однако в данной статье акцентируем внимание на психологических границах.
Психологические границы, это, прежде всего чувства, которые испытывает ребенок. Они являются его реакцией на всё, что с ним происходит. Уважение чувств ребенка со стороны родителя, возможность их проявлять является неотъемлемой частью здоровых семейных отношений. Это позволяет ребенку лучше понимать себя, своё отношение к какой-либо ситуации и свои потребности.
Важно понимать, что каждому ребенку необходимо личное пространство, где он может побыть наедине с собой и собраться с мыслями. Этим пространством может стать, например, его комната, но если нет возможности выделить отдельную комнату для ребенка, есть смысл подумать над тем, какую часть дома можно оборудовать как зону личного пространства ребенка. К личному пространству можно отнести и его переписки в любой социальной сети. Разумеется, родитель переживает о том, с кем общается его ребенок, однако тотальный контроль в этой сфере может оттолкнуть ребенка и посеять зерна недоверия к вам. Нарастающее чувство одиночества и невозможность удовлетворения своих потребностей могут стать отправной точкой к поиску того места, в котором данные потребности будут удовлетворяться, и часто таким местом становится криминальная среда. Именно поэтому в таких случаях гораздо эффективнее сообщить ребенку о своих переживаниях по поводу его скрытности, нежели без спроса вторгаться в его личное пространство. И всё же, лучший способ понять, что же необходимо ребенку в плане удовлетворения его границ,- это самому чётко осознавать свои.
Воспитание ребенка — это большой труд, однако главным в этом деле всегда остаётся желание проводить время с ребенком и проявлять искренний интерес к тому, что он чувствует, что его интересует, и какие потребности он испытывает. Именно это, на наш взгляд, является ключевыми звеньями профилактики безнадзорности в нашей стране.
Автор публикации: Малышева М.С., психолог Кризисного центра
Используемая литература:
1. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей./Интеллект-Центр, 2001.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?// АСТ., 2016.