Образование всем детям – когда я слышу эту фразу, лозунг, девиз, у меня в голове возникает вопрос, какое это образование? Всестороннее, разнообразное, доступное. В этой заметке я поделюсь своим представлением о том, как мы можем сделать его таким, что может помочь ребёнку в реализации его задатков, развитии способностей.
1) Поинтересуйтесь у ребенка, что ему интересно, помимо школьной программы, или какие темы он хотел бы знать лучше, получать больше информации, чем в школе.
2) Секции, факультативы, дополнительные занятия с учителями, репетиторы, кружки… Всё это – источники той самой интересной информации для ребёнка, не стоит ими пренебрегать и недооценивать их значение. Не всё из этого обязательно платно и дорого, по меньшей мере, вы можете собрать информацию о том, какие аспекты дополнительного образования реализованы в вашей школе, поговорить с родителями других учеников, возможно, они смогут подсказать интересные варианты за рамками учебного заведения.
3) Электронные библиотеки, онлайн-курсы, вебинары, руководства для новичков по выбранным ребенком темам, прежде всего, потом уже по вашему усмотрению. Очень многое из этого сейчас представлено в интернет-пространстве на бесплатной основе. Скорее всего, у вашего ребёнка одновременно с началом образовательной деятельности появился гаджет для связи с вами: смартфон, планшет, ноутбук (если нет, возьмите на заметку). Помочь сориентироваться в огромном объёме информации в интернет-пространстве, отобрав наиболее подходящую и качественную, предоставить ему информацию о вышеперечисленных ресурсах, или намекнуть на то, что такие ресурсы существуют – значит, сделать гаджет ребёнка его другом в процессе получения образования.
4) Сделайте разнообразными способы подачи материала: видео, аудио, презентации, чертежи, графики, ваши личные заметки в сочетании с заметками известных специалистов в изучаемой области, тактильные упражнения, сценки, ролевые игры – не отказывайте ни в чём себе и ребёнку. В процессе наблюдайте за реакциями ребёнка на подачу информации в той или иной форме, со временем получится уловить определённые устойчивые паттерны восприятия: например, вы поймете, что ребёнок гораздо легче воспринимает информацию, которая подается в письменном виде, а в устном, наоборот, материал даётся ему сложнее, усваивается менее эффективно.
5) Если чувствуете, что ребёнок вас не понимает, попробуйте привлечь напарника к подаче информации (родственника, другого учителя, психолога). Желательно, чтобы этот человек был способен ту же информацию донести иначе. Например, если ребёнок логически плохо усваивает информацию, не понимает её смысл через аргументы, доводы, факты, структуру, будет здорово, если напарник сможет тот же материал подать в виде шутки, анекдота, вымышленной истории.
Образование всем детям – реальная, достижимая цель. Но, если мы говорим об образовании ВСЕМ детям, то это должна быть цель для двоих: для каждого взрослого и для каждого ребёнка. И это то, что могут сделать взрослые для её достижения.
Автор публикации — Ромашков Евгений Александрович, психолог Кризисного центра