21 октября в Кризисном Центре состоялся обучающий семинар «Психологическая поддержка ребенка, переживающего горе, утрату, психотравму». В семинаре приняли участие психологи различных учреждений социального обслуживания г. Челябинска: детских домов, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, социального приюта для детей и подростков «Возрождение», школы-интерната №13.
Открыла семинар директор Кризисного Центра Ольга Трофимовна Бабанова, которая познакомила психологов с деятельностью учреждения, выделила основные направления взаимодействия Центра с учреждениями системы социальной защиты и социального обслуживания.
В процессе своего развития дети сталкиваются с разнообразными утратами, которые оставляют глубокий след в их душе. Потеря любимой игрушки, расставание с другом, с любимым учителем, смерть домашнего питомца, смена места жительства, развод родителей и утраты, связанные с некоторыми видами физических травм, — все эти события заставляют ребенка страдать. Смерть родителей, братьев или сестер, друга, бабушки или дедушки, безусловно, могут нанести ребенку глубокую психологическую травму, если ему не оказать своевременную и качественную психологическую помощь.
Заместитель директора по реабилитационной работе Лапшина Инна Игоревна и заместитель директора по информационно-аналитической работе Дунюшкина Наталья Юрьевна ознакомили участников с основными особенностями психоэмоционального состояния ребенка, переживающего горе, утрату, психотравму и способами его психологической поддержки.
Инна Игоревна рассказала участникам о работе с ребенком, переживающим горе, о стадиях горя, видах потерь, особенностях восприятия смерти в разные возрастные периоды, принципах психологической поддержки ребенка в горе.
И.И.: Главной задачей психолога, работающего с ребенком в горе, становится создание всех необходимых условий для выражения ребенком блокируемых чувств. Очень важно, чтобы рядом с ребенком был человек, который способен принимать даже самые сильные эмоции — уметь их «контейнировать».
Наталья Юрьевна рассказала о работе с детской психотравмой (в том числе из-за развода родителей). Были затронуты такие аспекты, как различия между травмой и горем, происшествия, провоцирующие появление травмы, признаки травмы у ребенка и т.п.
Н.Ю.: Травмированные дети очень нуждаются в терпении, чувстве безопасности и обыкновенной заботе со стороны взрослых. Посттравматическое вмешательство и сопровождение может помочь детям справиться с их страхом, а также вновь обрести чувство контроля над своими «монстрами», возникшими вследствие случившегося.
Психологи-участники семинара не только получили новую полезную информацию, но и опробовали на себе несколько техник работы с горем и травмой.
В ходе обратной связи специалисты отметили, что все чаще встречаются в своей работе с проблемами утраты, потери, горя детей, что подтверждает актуальность заявленной темы семинара.
По мнению некоторых участников, данная тема очень сложна, но после данного мероприятия «все стало проще» благодаря позитивному общению при групповом взаимодействии, структурированной подаче конкретных методик, алгоритмов действия.