Нагружать все больше нас
стали почему-то.
Нынче в школе первый класс
вроде института…
(И. Шаферан)
В настоящий момент школы принимают заявления родителей будущих первоклассников. Родители стоят перед выбором, куда подать заявление? В школу по месту жительства или в школу «с именем», престижную, которая дает крепкие знания, хорошее образование?
В Челябинске престижные статусные школы открыты в каждом районе, и имеют высокие рейтинги по ежегодным «срезам» качества образования.
В данной статье мы не касаемся материального аспекта обучения в этих школах, содержания образования, реализации Федеральных государственных образовательных стандартов и др. Речь пойдет о влиянии обучения на здоровье ребенка.
В сети Интернет представлено большое количество статей, в которых показаны результаты исследований по динамике состояния здоровья школьников за период обучения в школе. Анализ статей исследователей данной проблемы позволяет обобщить данные: на этапе поступления в школу численность абсолютно здоровых детей не превышает 10%, у значительной части детей (70%) имеются множественные функциональные нарушения различных систем организма.
Рассмотрим особенности обучения в престижной школе.
Одним из главных аспектов обучения в статусной школе – крайне большая образовательная нагрузка. Речь идет не только о том, что 7 уроков в день – это норма, а также о том, что после уроков существуют дополнительные занятия или профильные кружки по выбранному направлению углубленного обучения. Это еще минимум 1,5 часа умственной нагрузки. По приходу домой выполнение домашних заданий никто не отменил. Соответственно, еще в лучшем случае до двух часов умственной нагрузки, если речь идет о среднем звене школы. Старшие классы могут затрачивать больше времени на подготовку домашних заданий, так как большее количество предметов, больше объем заданий. Таким образом, «рабочий» день ребенка как-то лихо преодолел отметку, знакомую взрослым по Трудовому кодексу – 8-часового рабочего дня. Если проанализировать суммарно умственную учебную нагрузку за неделю, то цифра будет совсем неприличной – 50-60 часов в неделю.
Во многих статусных школах города присутствует, так называемое, рейтинговое представление результатов. Это когда за учебные успехи, олимпиадные достижения ребенку присваивается определенный рейтинг. Эти данные являются общедоступными, так как вывешивается на доске информация в школе. То есть, каждый учащийся может сравнивать свой текущий рейтинг с рейтингом своих одноклассников и учащихся всей параллели. Для одних учащихся такая система будет определенным стимулом добиваться большего, для других – это постоянный стресс и давление, в результате которых будет страдать нервная система, психика, будут возникать или обостряться различные заболевания.
Отметим еще один факт — настоящий тренд современного образования – большое количество олимпиад всех уровней и предметов, которые организованы всеми, кому захочется. Сюда можно отнести и «звериные» олимпиады («Кенгуру», «Русский медвежонок», «Эму» и т.д.), олимпиады для старшего звена, организовываемые разными вузами, олимпиады региональные и всероссийские, которые идут от Министерства образования. А если учитывать, что часто эти мероприятия приходятся на внеучебное время, то можно предположить, что дети остаются без выходных дней вообще.
На период каникул статусные школы предлагают особые виды организации детского «отдыха» — это различные предметные лагеря: «математический кубок Урала», физическая школа «Рысь», профильный предметный лагерь. Да, безусловно, ребенок находится под присмотром и при деле, но есть ли смена деятельности?
Если помнить о том, что лучший отдых – это смена деятельности, то ребенка, обучающегося в статусной школе, можно только пожалеть. Хорошо, если обучение ему в удовольствие, и ребенок настолько гениален, что учится без особого напряжения. Но если ребенок просто прилежный ученик, чтобы хорошо учиться, ему надо преодолевать себя, находиться в постоянном стрессе, то вряд ли такое обучение пойдет на пользу. Как результат получения среднего образования вместе с аттестатом об образовании родители получат букет хронических заболеваний у ребенка — в лучшем случае, в худшем – инвалидность. Это ли желаемый финал обучения в престижной школе?
В настоящее время в законе «Об образовании» разделения учреждений на общеобразовательные школы и лицеи уже не существует. Дети в школе обучаются по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), которые должны одинаково выполняться во всех образовательных учреждениях.
Стоит ли на алтарь образования класть здоровье ребенка? И сможете ли вы, уважаемые родители, потом вернуть утраченное здоровье? Безусловно, если вам сложно решить подобную дилемму, можно обратиться к специалисту.
Для способного ребенка обучение в школе по углубленным образовательным программам может быть интересным и полезным. Для того, чтобы получение образования в школе было не только на пользу, но и в радость, родителю необходимо иметь представление о способностях своего ребенка. Отсюда, можно выстроить программу деятельности родителей с ребенком по здоровьесбережению, но при этом помнить:
1) важно наблюдать за деятельностью ребенка, можно регулярно заниматься с ним рисованием, музыкой, лепкой, танцами, логическими играми, экспериментировать; полезно, если ребенок посещал кружки или секции, если это было ему интересно;
2) обращайтесь к специалистам — психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе всегда могут определить, в каком направлении лучше всего развивать ребенка.
В Кризисном центре Челябинска опытные психологи на консультации помогут найти вариант решения проблемы. Предварительная запись по телефону +7 (351) 735-02-18 обязательна. Также возможно получить консультацию по телефону доверия: линия для детей и их родителей 8-800-2000-122, линия для взрослых – +7 735-51-61 круглосуточно.
Будьте здоровы! Берегите себя и своих близких!
Автор публикации: Ускова Е.Е., психолог Кризисного центра