Организация свободного времени ребенка и его увлеченность как способ избежать дезадаптации подростка

Мне, как специалисту, не раз доводилось слышать слово «дезадаптация», и в этой статье в большей степени речь будет идти о подростках. Бывают случаи, когда дети попадают в дурные компании, запускают учебу и становятся неуспевающими, приобретают вредные привычки, или совершают противоправные действия. Меняется их поведение, взаимодействовать с социумом становится сложнее, и вместо процесса адаптации – когда человек приспосабливается и обучается жизни в обществе, идет обратный – дезадаптация, когда эта способность снижается или утрачивается.

Причины, по которым это происходит, разные – какие-то из них могут коснуться и вполне благополучных семей. Пугаться не нужно – в данной статье будет рассмотрен один из вариантов того, как этого избежать.

Немало зависит от того, как ребенок привык проводить свое свободное время. В том случае, если он ничем особо не занят, у него нет никаких увлечений, подросток может страдать от скуки. Из интереса или любопытства поддаться на уговоры друзей, к примеру, попробовать алкоголь. Просто потому что в его жизни отсутствуют какие-либо цели, или яркие эмоции и переживания.  И что же делать? Организовать свободное время своего ребенка. Можно возразить, что родители и так занимаются обеспечением своих детей, устают на работе, а ребенок в этом возрасте уже взрослый и сам может себя развлечь. В чем-то это и так, но подросток по-прежнему остается ребенком, который, в отличие от взрослого человека, со многим в жизни еще не сталкивался, и как он может себя развлечь? Большой вопрос в том, что он выберет. Именно поэтому и важно организовать его время.

При этом следует исходить из интересов ребенка – стремиться постоянно контролировать его, загрузить как можно большим числом дополнительных секций и занятий далеко не самый лучший вариант. Можно посоветоваться с подростком и выбрать то, что ему интересно – это может быть спортивная секция, занятия музыкой или рисованием, причем не обязательно классической музыкой – подросток с удовольствием может захотеть освоить и гитару или ударные инструменты. Можно предложить занятия в театральной студии, занятия вокалом, или, как вариант, для девочек – черлидинг. Одной-двух секций или занятий будет уже достаточно, с учетом обучения вашего ребенка в школе. Если вы просто запишете своего ребенка на все занятия, какие можно, и с чувством выполненного долга выдохнете – это не то, что следовало бы сделать. Все подряд выбирать не стоит, как упоминалось выше, важно учитывать интересы ребенка.

Если их нет – или подросток сам не знает, чего хочет – можете подключиться вы, как родители, поскольку знаете своего ребенка, и что его может заинтересовать. Можно попробовать несколько разных занятий, чтобы понять, что больше нравится подростку, что вызвало у него интерес, и затем сосредоточиться уже на том, что он выбрал. Изначально с вашей стороны может потребоваться контроль за посещениями, но затем, когда ребенок уже будет знать, куда и во сколько ему идти, он может справиться с этим и самостоятельно.

Почему так важно уделить этому внимание? Все достаточно просто. Как вы считаете, придет ли в голову подростку-спортсмену, который привык к здоровому образу жизни и нацеленному на достижения и медали, сидеть с друзьями в подъезде с алкоголем или бить окна? Маловероятно, так как такое поведение не будет соотноситься с его убеждениями и ценностями. Или девочка, которая из школы несется на занятия в театральную студию, а затем на занятия вокалом – вряд ли она согласится с предложением подружки провести время в какой-то сомнительной компании, поскольку у нее другие интересы.

Находясь в обществе, в определенном круге людей, подросток может начать усваивать ценности данного общества, из которых и будут формироваться его убеждения о жизни. Отсюда – и его поведение, то, как он будет себя вести в дальнейшем. Если ребенок будет от скуки слоняться по городу и проводить время в сомнительных компаниях – к чему это может привести, вывод вы можете сделать сами.

И теперь, при взгляде на этот же вопрос под другим углом, становится очевидным, что стоит потратить немного вашего времени на то, чтобы помочь своему ребенку организовать его свободное время. Определяя свой род занятий, отдавая этому время, ребенок таким образом выбирает и определенный образ жизни. И в этом помочь ему вам по силам!

Автор публикации — Сбитняя Анастасия, психолог Кризисного центра