ОСТОРОЖНО! Поощряем и наказываем ребёнка

В идеальном мире поощрение и наказание всегда для всех справедливы. Но наш мир далеко неидеален, поэтому иногда наша оценка деятельности ребёнка не совпадает с его собственной оценкой. Или выбранная нами мера поощрения/наказания приводит к неожиданным последствиям.

         Например, похвалили ребёнка перед контрольной за то, что хорошо готовится, а он расслабился и завалил контрольную. Или наказали ребёнка за молоко, которое на самом деле пролил кот. И это привело к тому, что ребёнок отдавил этому коту хвост, а кот его в ответ расцарапал (кому приятно, если просто так отдавят хвост?)

         В этой статье речь идет о том, какие факторы стоит учитывать прежде, чем поощрять или наказывать ребёнка:

1) Самооценка. Вы (родитель) – самый значимый человек в жизни ребёнка. Похвала от такого человека котируется психикой высоко. При формировании самооценки эта оценка оказывается значимее прочих (сопоставима с оценкой референтной группы в подростковом возрасте).

 

2) Эффективность. Поощрения и наказания являются частью одной системы. Как 2 стороны одной монеты. И наиболее эффективно эта система работает, когда сбалансирована.

 

Представьте, что вы – наёмный рабочий. Периодически руководитель выписывает вам премию. Затем штрафует. Премия, штраф, премия, штраф. А теперь представьте другой сценарий: штраф, штраф, штраф… Вы уволитесь с такой работы, еще и отзыв напишите на работодателя. Ребёнок рад бы уволиться, да не может, так как вы самый близкий для него человек (в мыслях ребёнка в роли увольнения нередко оказываются непоправимые необратимые шаги). А «отзыв», если и может оставить, то разве что, обратившись к психологу на детский телефон доверия или очно. Вы скажете — можно же работать на себя, тогда будешь сам себе выписывать штрафы и премии. Для взрослого человека, да, безусловно, это опция. Но за ребёнка вы несёте ответственность, в ваших интересах, чтобы он был рядом с вами, и ваша оценка его деятельности была последовательной. «Работать на себя» на языке ребёнка, в лучшем случае, может означать «Уйду от них на следующий день после своего совершеннолетия». А в худшем ребёнок может начать уходить из дома.

Если отсутствует система наказаний (другая крайность) и/или ребёнок не понимает, за что его наказывают, это может привести к хаосу, стиранию границ, нарушению иерархии в отношениях родитель-ребёнок.

 

3) Долгосрочные и краткосрочные последствия вашей оценки. В психологии принято считать, что очень многие проблемы во взрослой жизни уходят корнями в травмы, полученные в отношениях с родителями. Мнение это основывается на годах практической деятельности психологов. В рамках этой статьи отмечу, что в отношениях с родителями частенько лежит не только источник наших проблем, но и наших успехов. К краткосрочным последствиям можно отнести вспышку эмоций, которая приведет к импульсивным реакциям, которые могут быть опасны для жизни ребёнка.

В заключение следует сказать, что независимо от того, хвалите вы ребенка или наказываете, важно, чтобы он понимал, за что он получил эту оценку. А также то, что ситуация похвалы/наказания не меняет того, что он – ваш любимый ребёнок.

 

P.S. Сомневаетесь в том, поощрять или наказывать ребёнка? Переживаете из-за того, как оценили своего ребёнка? По этим и другим вопросам, касающихся воспитания, вы всегда можете обратиться на линию детского телефона доверия 88002000122 (анонимно/бесплатно/круглосуточно).

Автор публикации — Ромашков Евгений, психолог Кризисного центра