Началась учебная пора, и опять перед учениками и их родителями встаёт проблема хороших оценок. Учителя начинают требовать высокой успеваемости и, взяв в помощники родителей, организуют практически военную кампанию по выполнению плана выпуска как можно большего числа отличников и хорошистов. И всё бы вроде хорошо, и цель хорошая и намерения благие, но вот только почему-то атмосфера в доме накаляется, отношения между детьми и родителями портятся и всё чаще слышится: «Пока не разберёшься с оценками в школе — не подходи!», «Да когда же ты начнёшь нормально учиться?», «Почему другие могут, а ты — нет?», «Разве сложно хорошо учиться?» и ещё многие, подобные этим фразы.
Какое послание получают от родителей дети, если через много лет после окончания школы они продолжают измерять себя и свои достижения так же придирчиво и критично, как оценивали их родители когда-то в детстве? Что слышит ребёнок за этими фразами? А слышит он: «ты мне не нужен, так как ты недостаточно хорош», «я не буду любить тебя, пока ты не начнёшь справляться», «твои оценки для меня важнее, чем ты сам». Родители, конечно, могут сейчас воскликнуть: «Да вы что, это совсем не так, ведь я очень люблю своего сына или дочь!». Но ребёнок чаще всего слышит эти слова именно так и делает выводы, что любовь близких ему людей зависит от того, какие оценки он получит в школе. И, принося, очередную тройку или двойку (а в некоторых семьях и четвёрку), ребёнок понимает, что сегодня его не будут любить — он не заслужил эту любовь. Ребёнок становится неотделим от школьных оценок, его значимость для родителей зависит от отметок. И попробуйте себе представить, что творится в сердце ребёнка, который понимает, что сегодня, а, может, и ещё какое-то время любить его не будут. В такой ситуации дети бессознательно выбирают стратегии поведения, которыми пользуются в дальнейшем всю жизнь. Кто-то решает быть отличником, чтобы иметь хоть какую-то гарантию любви. Только потом, уже будучи взрослыми, никак не могут понять, почему им ничего не приносит удовлетворения и не доставляет радости. А это происходит потому, что они нормально себя чувствуют только когда справляются на «пять», во всех остальных случаях они чувствуют себя двоечниками. Другая стратегия ребёнка состоит в том, что он перестаёт учиться, решая, что проще и не стараться завоёвывать любовь родителей, так как для них он, всё равно, будет недостаточно хорош. И, становясь взрослыми, эти дети будут всегда недовольны собой, своей работой своими достижениями. Потому что они всегда будут находить в себе изъян. Ведь их отношение к себе зависит от того, насколько они справились со своей работой. Ведь главное — их заслуги, а не они сами. Ничего не напоминает? И, чтобы не происходило таких искажений, попробуйте изменить ваше отношение к школьной оценке. Ведь это всего лишь отметка, оценка знаний вашего ребёнка на сегодняшний день. Вспомните себя. Всё и всегда у вас получается, когда приходится осваивать что-то новое? Что вы ждёте от близких, когда это не получается – помощи, поддержки? Тогда почему, когда ребёнок не справляется, вы пытаетесь его наказать. Возможно, и он нуждается в понимании и поддержке. Ребёнок должен быть уверен, что любим не за оценки, не за достижения, а просто так, потому что он ваш, такой любимый и родной.
Автор публикации,
психолог отделения диагностики, консультирования и психологической помощи М.Я. Гольдман