«Есть тихие дети. Дремать на плече
У ласковой мамы им сладко и днем.
Их слабые ручки не рвутся к свече, —
Они не играют с огнем. Есть дети — как искры: им пламя сродни.
Напрасно их учат: «Ведь жжется, не тронь!»
Они своенравны (ведь искры они!)
И смело хватают огонь»
Марина Цветаева, «Разные дети»
«Какой палец ни укуси — всё одно — больно». К сожалению, не всегда одно, иногда родители сами не осознают, что относятся к детям по-разному. Возможно ли любить детей одинаково, если каждый из них отдельная личность, со своей индивидуальностью?
Неравное отношение со стороны родителей имеет много негативных последствий для ребенка – привычка к самокритике, низкая самооценка, ощущение своей ненужности и нелюбимости, страдают отношения ребенка с братьями и сестрами, ребенок привлекает внимание к себе через неадекватное поведение.
Неравное отношение со стороны родителей очень ранит детей, особенно если они одного пола.
Исследования психологов показали, что на детей сильнее влияет отношение родителей к братьям и сестрам, чем к ним самим. Когда ребенок видит, что родители проявляют больше внимания к его брату или сестре, он обесценивает даже то, что родители делают для него самого. И даже плохое отношение со стороны одного из родителей не компенсируются добрым отношением второго.
Нелюбовь родителей связана с психологическими факторами, эмоциями и установками – они являются основанием разной любви к детям.
В идеале родители любили бы и заботились о каждом ребенке одинаково.
Но почему в семье всё-таки появляются любимые и нелюбимые дети?
- Родители, у которых первый ребенок рождается в любви и взаимопонимании, а второй и последующие дети рождаются, когда эйфория сменилась на серые будни и отношения между родителями уже не такие как были в начале. И наоборот, когда первый ребенок рождается, родители были не готовы к ответственности, а рождение второго уже является зрелым решением – второй ребенок получит больше внимания, чем в свое время досталось первому.
- Родители, которым проще с одним ребенком, потому что они схожи по темпераменту. Например, у замкнутой и тревожной матери двое детей – один тихий и послушный, другой громкий и активный. С кем из них ей будет легче справляться? Любить ребенка, с которым легче, всегда проще.
- Родители, когда видят в своем ребенке кого-то другого. Например, про одного ребенка мать может говорить, что «он меня раздражает — он, похож на моего первого мужа», а про другого «в нем я вижу себя и своего любимого второго мужа».
- Родители, которые с воодушевлением ждали мальчика и только мальчика, а родилась девочка. В семьях, где существует неравенство полов, любить разнополых детей одинаково будет сложно.
- Родители, когда рассматривают ребенка как продолжение себя и собственной ценности, будут больше любить того ребенка, кто помогает им казаться успешными – особенно в глазах посторонних. Такой родитель пытается через ребенка воплотить свои нереализованные амбиции, особенно творческие. В таких семьях образуется «пьедестал почета» для детей, в результате у них накапливается неприязнь друг к другу – каждый следит, как бы его в чем-то не обошли. При этом в одних семьях позиция «ребенка-лидера» может быть стабильна, в других это место на пьедестале занимает тот ребенок, кто в данный момент наиболее успешен, по мнению родителей. Более того, в таких семьях не ограничиваются назначением одного ребенка на роль «лидера», родители начинают стыдить и принижать остальных своих детей. В таких семьях нередко и сами дети занимаются травлей друг друга, пытаясь заслужить расположение родителей и место на «пьедестале почета».
- Родители, которые по-разному относятся к детям на разных стадиях развития, бессознательно удерживают ребенка в том возрасте, в котором им было легче справляться, не осознают или не принимают, что дети растут. Конечно, проще воспитывать маленького ребенка, когда старший ребенок становится всё больше самостоятельным и начинает проявлять агрессию, стараясь «отлепиться» от мамы, не соглашается и спорит с ней, а мама злится и обижается, что ребенку становится интереснее не с ней. Поэтому младший ребенок часто становится маминым «любимчиком», но и это может оказаться ненадолго – он ведь тоже растет.
Причин, по которым мы любим детей по-разному, много. Нужно найти мужество признать, что любите одного ребенка в ущерб другого. В любом случае будьте справедливы ко всем своим детям, внимания требует каждый ребенок, независимо от возраста и половой принадлежности. Принимайте каждого ребенка со всеми недостатками и особенностями характера. Постарайтесь разобраться и со своими ожиданиями и тревогами, поймите, что это ваше. Не справляетесь сами – обратитесь за помощью к психологу.
Автор публикации — Куприкова Мария, психолог Кризисного центра