Низкая самооценка, боязнь осуждения, страх допустить ошибку. С этими трудностями многие люди сталкиваются очень часто. Особенности воспитания, социальное окружение, — все это и многие другие факторы могут приводить к подобным результатам. У подростков и юношей учебная деятельность долгое время является ведущей. Было бы глупо утверждать, что успехи или неудачи в этой области никак не сказываются на восприятии себя в настоящем и будущем.
Оценки в школе родителями очень часто ошибочно воспринимаются как показатель, который демонстрирует себе и окружающим — насколько сильно ты преуспеваешь в жизни. При этом остаются без внимания достижения в других сферах или творческий подход к работе.
Здесь необходимо задуматься, что действительно сейчас важно!? Колонка пятерок в четверти или настоящее развитие, как интеллекта, так и личности ребёнка? Положительное мнение учителей о вашем чаде и о вас или сохранение мотивации учиться? Отругать ребёнка сейчас и почувствовать себя хорошим родителем или позволить ребёнку формировать реальное представление о себе? На эти вопросы мы сейчас с вами постараемся ответить.
«Нет пятерки, нет знаний». У каждого из нас свой темп усвоения знаний, а в процессе обучения оценка ставится после разного рода контрольных мероприятий. Эти мероприятия зависят от личности учителя и выбранного им формата обучения. На ключевых контрольных ребёнок может волноваться, быть зажатым, испытывать страх негативного результата, что непосредственно может сказываться на успешности выполнения задания. Поэтому часто даже усвоенный материал ребёнком может не трансформироваться в положительную оценку. Стремление к «отлично» может привести к лишению значимости самого процесса обучения, отказу от поступательного и действительно правильного усвоения знаний. Конечно, оценка — это определенный показатель, но не стоит забывать про особенности своего ребёнка и важность знаний, а не дневника.
«Что люди то обо мне скажут». Важный приоритет во время обучения — это научиться чему-то новому и что-то узнать. Думаю, с этим могут согласиться все. Ругать ребёнка за оценки, как за показатель отсутствия знаний мы обсудили выше. Когда при этом добавляется давление на ребёнка, как представителя семьи в социуме на его плечи родители перекладывают большой груз, который ему даже после обучения в школе будет тяжело сбросить. Помимо переживаний за свой образ, он будет задумываться и о родителях, как они оценят, то или иное его действие. Отсюда могут следовать страхи и переживания, а страх очень слабо может поощрять к какой-либо деятельности, развитию или новым увлечениям
«Короткий путь к счастью». Большинству родителей хочется, чтобы его дети выросли достойными членами общества. Но не многие понимают, что для этого необходимо прикладывать большое количество сил и времени. Реагировать на плохие оценки как-то надо, но объяснять ребёнку что-то или пытаться подтянуть с ним данный предмет бывает очень сложно. А отругать это самый короткий путь к удовлетворению своей «воспитательной» потребности. Но успокоив себя, мы никак не помогаем ребёнку, поругав за оценку, мы формируем у него негативное отношение к себе, ведь очень часто направлены слова на самого ребёнка, а не на его поступок или конкретную оплошность в процессе обучения. Ребёнок принимает всё на свой счет, что в дальнейшем влияет на его картину мира и самооценку.
Внимательное отношение к своим детям, любовь и забота, доверительные разговоры и внимание. Вот те инструменты, которыми можно не только наладить отношения со своим ребёнком, но и мотивировать и поддерживать его в учебе.
Автор публикации — Симаков Вячеслав