Довольно часто учителя говорят: «Я знаю, что ваш ребёнок может лучше» или «Ваш ребёнок может больше». Вопрос в том, почему же дети не стремятся делать лучше или больше. Может это банальная лень? Или страх оказаться неуспешным? Нехватка времени? Или невозможность оторваться от компьютера? Продолжать перечислять возможные причины можно долго, но что, если причины нежелания учиться лежат гораздо глубже, чем нам кажется?
В психологии есть такой термин – мотивация. Психологи определяют мотивацию как побуждение к активности, определяющую направленность личности. Поступки человека всегда простимулированы каким-то мотивом. Это может быть упорная творческая работа с воодушевлением и энтузиазмом, а может быть уклонение от неё «в знак протеста». Поведение может иметь различные формы проявления. Всегда следует искать мотив того или иного поведения вашего ребёнка — знать почему он поступает так, а не иначе. Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная комплексная система из мотивов, целей, реакций на неудачу, настойчивости и установками ученика.
Учебная мотивация определяется целым рядом факторов:
- самой образовательной системой и учреждением;
- организацией учебного процесса;
- особенностями учащегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, уровень притязаний, поддержка семьи, самооценка и т.д.);
- особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику и предмету;
- спецификой самого предмета.
Поэтому задачей учителей и родителей должна стать правильная, а главное – своевременная коррекция этих факторов, так, чтобы они благотворно влияли на формирование или изменение мотивации обучения ребёнка. Роль учителя заключается в передаче знаний, формируя мотивацию на уроке за счёт максимального включения ребёнка в процесс обучения. На уроке работают двое – учитель и ученик. Только правильно организованная работа сможет побудить ученика учиться. Это возможно с помощью создания благоприятной и продуктивной обстановки на уроке через:
- вовлечение в работу всех учащихся класса;
- создание нестандартных ситуаций на уроке, стимулируя каждого учащегося проявить себя;
- демонстрацию достижений каждого учащегося на уроках;
- умение похвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.
- поиск учителем все более новых методик обучения, интересных материалов.
Значительное влияние на развитие мотивации обучения оказывают родители. Очень важно, чтобы усилия родителей по формированию мотивации ребёнка, были сонаправлены с деятельность учителей. Так, родителям рекомендуется:
- интересоваться делами, учебой, достижениями ребенка;
- помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;
- объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, что-то не доработал);
- чаще хвалить детей за их успехи, тем самым, стимулируя развитие.
И в заключение отметим:
- никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они ни были, если ребёнок мог бы достигнуть более высоких;
- никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ребёнка.
Автор публикации: Андреева А.П., психолог отделения «Служба экстренного реагирования».